ВП является основным структурным элементом, содержащим функционально полный набор сервисных служб и программных технологий, обеспечивающих возможность ведения им сетевого учебного процесса и его интеграцию в свою существующую инфраструктуру. Функции, реализуемые в ВП, объединяются в ряд подсистем, основными из которых являются:
Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, размещение информации в открытой части ВП, контроль работы всех основных модулей ВП;
Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;
Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей на условиях, определяемых учебным заведением и согласованных с автором;
Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат, виртуальная кафедра) - формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль хода учебного процесса, организация учебно-методической работы преподавателей и студентов и т.д.;
Подсистема контроля знаний - тестовая подсистема;
Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП, а также протоколирование всех этапов работы;
Финансовая подсистема - обеспечение тарификации работы преподавателей, фиксации оплаты услуг и отслеживания взаиморасчетов структурных элементов ИОС ОО;
Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных документов (как типовых форм, так и форм, задаваемых администратором ВП).
Из административной подсистемы, в свою очередь, по мере необходимости, могут создаваться производные модули, используемые при обучении отдельным дисциплинам, например:
Число таких модулей в ВП учебного заведения определяется потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.
Из-за многообразия административных функций выделяются два типа администраторов ВП - администратор ПО ВП и методист ВП (администратор учебного процесса). ПО ВП предусматривает как разделение административных функций между этими двумя типами администраторов, так и совмещение функций администратором ВП (при небольшом количестве обучаемых).
Образовательное учреждение через свое ВП проводит обучение по одной или более специальностям, объединяющим в рамках учебных планов разнообразные дисциплины (отдельные курсы).
ПО ВП позволяет учащемуся выбрать преподавателя (по его анкетным данным до начала обучения).
По каждой дисциплине учащиеся обеспечиваются обязательным и дополнительным учебно-методическим материалом, находящимся в электронной библиотеке ВП. Если необходимые материалы в данном ВП отсутствуют, то возможна кооперация ВП различных учреждений в рамках ИОС ОО.
Формы такой кооперации могут быть различны - от приобретения соответствующей лицензии на ресурсы до оплаты обучаемым доступа к рекомендованным ресурсам учебного назначения, размещенным в электронной библиотеке ВП другого вуза.
Функции преподавателя, в частности, включают: