В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.
Уже в течение нескольких лет специалисты подчеркивают, что, поскольку различные цели обучения могут успешно достигаться с помощью различных средств коммуникации (текста, графики, звука или видео), постольку выбор этих средств должен определяться содержанием, а не технологией.
Это означает, что в основе выбора технологий должно быть исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т. п.
В отношении телеконференций утверждается, что аудио-конференции наиболее эффективны при обсуждении абстрактных понятий; аудиографические конференции, в которых сочетаются вербальные послания и визуальный материал, подходят как для абстрактных, так и для конкретных обучающих упражнений; видеоконференции, в ходе которых осуществляется как аудио, так и визуальное взаимодействие, резко повышают эмоциональные составляющие процесса обучения.
Более дорогостоящие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. Наоборот, часто наиболее эффективными оказываются достаточно привычные и недорогие технологии.
В результате проведенного недавно специального обследования использования технологий различной стоимости в учебных курсах были построены соответствующие технограммы зависимости между затратами на технологию, уровнем ее интерактивности и временем использования в учебном курсе.
Анализ этих технограмм привел к заключению, что чаще всего такие дорогостоящие технологии, как традиционное "лицом к лицу" обучение или современные технологии видеоконференций, используются в образовании без учета реальных целей курсов и потребностей во взаимодействии между преподавателем и учащимися.
Различными исследователями неоднократно подчеркивалось, что во многих учебных заведениях очень нерационально расходуются финансовые средства, поскольку дорогостоящие технологии типа традиционного обучения, телеконференций, спутникового телевидения применяются тогда, когда цели обучения могли бы быть достигнуты и на базе таких требующих относительно небольших затрат технологий, как видеокассеты, компьютерные обучающие программы, аудиоконференции и др.
Результат обучения существенно зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
При выборе технологии важно исследовать вопросы относительно того, что будет более эффективным: затрачивать средства на дорогостоящие технологии или, выбрав менее дорогие технологии, направить дополнительные средства на разработку учебного материала.
Вполне возможно, что при условии глубокой и детальной разработки учебного курса его цели могут быть достигнуты и на базе недорогих информационных технологий, что приведет к значительному результату при сокращении затрат, т. е. к повышению эффективности образования.
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.
Быстрое развитие большого спектра информационных технологий делает возможным и необходимым при выборе технологий не останавливаться на какой-либо одной, а стремиться к оптимальному сочетанию целого ряда различных технологий.
Детальная разработка учебной среды на базе разнообразных информационных технологий является основой гибкого открытого обучения, при котором каждый обучаемый со свойственными ему образовательными предпочтениями выберет подходящую ему совокупность технологий, построит свою собственную траекторию обучения.
Наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа подход, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.
Использование нескольких информационных технологий в учебном курсе, так называемый мультимедиа подход к выбору технологий, представляется актуальным потому, что при взаимодополнении различных технологий возможно проявление синергетических эффектов, т. е. может произойти качественное усиление результата образования, резкое повышение его эффективности вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.