Вместе с развитием Интернет, в России возникают и развиваются технологии близкие Интернет по направленности и отличающиеся технической реализацией.
Основными причинами, заставляющими работников образования не "закрывать" эти направления, являются не только перечисленные в предыдущем разделе факторы, но и традиционная для россиян изобретательность.
Система "Информ-образование"
Наиболее развитым и известным конкурентом Интернет в России является система "Информ-образование". Кратко опишем ее, опираясь на известные публикации в педагогической прессе и рекламную информацию.
Система "Информ-образование" ориентируется на неиспользуемые возможности гражданского телевещания, а именно - на возможность передачи текстовой информации во время телепередачи "за кадром". Эта информация закодирована и не видна на экране обычного телевизора. Она включает материалы педагогической прессы, директивные и инструктивные документы министерства образования, публикации по заявкам абонентов.
Чтобы получить доступ к распространяемой системой "Информ-образование" информации, необходимо заключить договор с абонентским узлом, иметь IBM-совместимый компьютер, купить приемное устройство и вносить ежегодную абонентскую плату. Кодировка информации позволяет конкретному абоненту получать толь общую часть, либо то, что адресовано именно ему.
Себестоимость получения информации по сети "Информ-образование" в десятки раз ниже себестоимости пользования Интернет.
О размахе системы свидетельствует (неполный) список абонентских узлов в городах России и ближнего зарубежья: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Курск, Хабаровск, Ярославль, Екатеринбург, Орел, Новосибирск, Магадан, Красноярск, Владивосток, Махачкала, Ставрополь, Тамбов, Мурманск, Кемерово, Астрахань, Вологда, Тюмень, Иркутск, Оренбург, Ижевск, Байконур, Алматы, Талды-Курган и др.
Система позволяет осуществлять передачу информации в любую точку Земного шара, где принимаются программы "Останкино".
Для передачи используется уже существующая сеть ТВ-трансляции, включающая спутниковые каналы системы "Орбита" и региональные структуры ТВ-вещания.
Очевидны недостатки системы, не позволяющие ей опередить в своем развитии Интернет:
Тем не менее, положительные качества системы позволяют не только ожидать ее дальнейшего развития, но и надеяться на возникновение совершенно новых ее качеств, не присущих Интернет.
Учебное телевидение
Система учебного телевидения, несколько десятилетий успешно развивавшаяся в России, является конкурентом Интернет в области доставки и распределения информации.
В современном своем состоянии, если сбросить со счетов повсеместное низкое качество аппаратуры, и относительно малые площади приема программ, учебное телевидение имеет преимущества и недостатки в сравнении с Интернет.
Преимущества:
Недостатки:
Для системы дистанционного образования эти недостатки весьма актуальны. В частности, отсутствие интерактивности не позволяет качественно проводить практические занятия, например - уроки кройки и шитья или лабораторные работы по химии. В этом частном случае исправить положение может видеокассета, которую можно просмотреть с остановками повторно. Но телевещание здесь уже не при чем.
Вместе с тем, учебное телевидение обладает огромным потенциалом, до конца не познанным.
Во всяком случае, уже имеются опытные образцы устройств, позволяющих "сложить" достоинства телевидения и Интернет и получить при этом совершенно новое качество.
Кабельное телевидение
Системы кабельного телевидения имеют преимущества по сравнению с существующими региональными системами учебного телевидения:
С развитием кабельного телевидения, следует ожидать появления на образовательном рынке зарубежных учебных телепрограмм самого различного качества. Многие из них изготавливаются на высоком уровне: например, программы "National Geographic".