Дистанционный контроль знаний - наиболее популярная тема для обсуждения на конференциях специалистов по ДО. Причин тому несколько.
Во-первых, в России тестирование долгое время было запрещено нормативными документами и, в результате, приходится догонять другие страны в этой технологической области. Многие страны давно перевели большинство массовых переводных, вступительных, квалификационных и иных экзаменов на тестовую форму. Во многих странах эта форма проверки знаний осталась архаичной, "бумажной", во многих - стала компьютеризованной.
Во-вторых, вокруг этой темы сконцентрировались, подобно свифтовским "остроконечникам" и "тупоконечникам", приверженцы антагонистических воззрений.
В частности, спорными являются многие вопросы технологии и идеологии тестирования:
Авторы склонны дать положительный ответ на все эти вопросы. Кстати, беглый анализ мировой литературы по технологиям тестирований и существующих тестовых комплексов, показывает, что обсуждение многих из этих вопросов присуще только педагогам-россиянам.
Большинство известных нам тестовых комплексов (в т.ч. и интернетовские) грешат многими неоправданными свойствами. Более всего выделяется "налет" специфики технического либо математического образования создателей. Чувствуется превалирование механистичного подхода к человеку, неприятие присущих ему качеств (настроение, усталость, темперамент, возраст, пол, национальность и пр.). А ведь в грамотном использовании человеческих качеств и заключается суть педагогических приемов, позволяющих ускорить и наполнить новым содержанием образовательный процесс!
Довольно много тестирующих комплексов существует на российском образовательном рынке. С описанием их и методологией их создания можно познакомиться в вышеназванных и многих других литературных источниках. Большей частью, российские изделия мало отличаются от того, что предлагают зарубежные фирмы - производители.
Исходя из нашей точки зрения, перечислим недостатки существующих обучающих тренажеров и тестирующих комплексов. Разобьем их на три группы:
1. Недостатки интерфейса учащегося (Интерфейс - грубо говоря, это то, что Вы видите на экране компьютера. Это переводчик, позволяющий Вам общаться с компьютерной программой и понимать результаты общения, не задумываясь о перекодировках и прочих технических тонкостях):
2. Недостатки интерфейса составителя тестовых заданий
3. Недостатки интерфейса экзаменатора
4. Недостатки интерфейса руководителя учебного заведения
Все эти недостатки, складываясь с техническими, характерны и для электронных учебных пособий.
Новые подходы к созданию сценариев тестирования развиваются, в частности, в Открытом университете ДВГУ. Созданные там игровые тестирующие комплексы давно стали популярными в школах Приморского края. На их основе ежегодно проводится более пятидесяти краевых и региональных олимпиад по множеству дисциплин, на их основе проводятся экзамены в школах. На основе деловой игры "Дидактор" в ДВГУ создано множество учебных пособий для системы ДО. Многие студенты-очники предпочитают проходить процесс обучения и контроля на компьютере. В 2003-2004 учебном году сервер классов открытого доступа ДВГУ зафиксировал более полумиллиона результатов тестирований студентов по нескольким десяткам дисциплин. Дальневосточный государственный университет по праву можно назвать одним из первых вузов России, столь масштабно внедрившим компьютерные технологии контроля знаний в учебный процесс.