В определенной мере привнесенные общением с компьютером и Интернет отклонения в психике влекут социальную беззащитность "интернетчиков". С другой стороны, "интернетчики" часто находят высокооплачиваемую работу, однако, материальные потребности их снижаются по мере "переселения в виртуальный мир" и они передают заботу о собственных материальных благах другим людям.
Идея применения автоматизированных систем в обучении возникла еще до создания Интернет. Литературоведам еще предстоит выяснить, кто из писателей-фантастов впервые стал описывать в своих романах специальные управляемые кнопками светящиеся экраны, глядя на которые человек с большой скоростью получает информацию и учится.
Мировая научная фантастика "проглядела" Интернет, сосредоточившись на впечатляющих картинах покорения звезд и планет. В результате общество оказалось не подготовленным психологически к осмыслению и развитию возможностей Интернет.
Виртуальное пространство сейчас - это множество вполне структурированных информационных построек, множество "времянок" и огромное количество мусора. И во всем этом многообразии денно и нощно копаются поисковые машины, выуживая крупицы информации (А. Г. Фалалеев).
Компьютерное обучение еще не покорило скоростных планок фантастов, однако появление Интернет позволило по-новому взглянуть на многие атрибуты образования. На учебник будущего мы смотрим уже как не на книгу, а на распределенную базу знаний. Авторы теперь создают учебники, находясь одновременно в разных странах. Анимация и звук теперь стали необходимыми в учебниках (кажется, недалеко время вовлечения в учебный процесс и запаха, и тактильных воздействий). Ученики теперь ведут диалог с учителем, находясь на разных континентах.
Образовательные структуры разных стран стали изменяться с появлением Интернет. С одной стороны, исчезают географические рамки образовательных учреждений, с другой - действующие комитеты и комиссии по образованию получили мощные рычаги воздействия на направления и качество образования. Аккумулируя и анализируя сведения об успехах учащихся и выпускников учебных заведений, они создают общую картину, ведут мониторинг образования в подведомственных регионах и, демонстрируя ее в Интернет потенциальным абитуриентам и работодателям, оказывают решающее влияние на региональные образовательные рынки.
Появление Интернет изменило и учащихся. Если раньше учащийся перемещался в пространстве в поисках источников знаний, как Магомет к горе, то теперь гора знаний перемещается в пространстве вслед за учащимся. Теперь учащиеся видят преподавателя не только в аудиториях; лекции и консультации "в живом исполнении" приходят к учащимся домой, прямо к рабочему столу и удобному креслу.
Не обращаясь к преподавателю, студент может проконтролировать свои знания и получить рекомендации по их коррекции в Интернет. Несколько нажатий на клавиши - и все студенты учебной группы получают возможность помочь коллеге в поисках информации.
Информация книг виртуальных библиотек - в недалеком прошлом многие тысячи тонн бумаги - легким движением руки может быть вызвана учащимся за многие тысячи километров, прочитана и вставлена в создаваемый реферат.
Все чаще преподаватели доверяют свои функции компьютеру. Компьютер делает рекомендации учащимся от лица преподавателя, принимает зачеты и экзамены, доставляет необходимую информацию, ведет семинары и поддерживает споры среди учащихся.
И все это не мечта, это - реальность. Буквально несколько лет назад многие полагали, что такое положение (особенно в России) наступит только через 2 -3 десятилетия. И вот оно наступило. Рассмотрим его подробнее.