Наиболее эффективно человек запоминает информацию, "привязывая" их к определенным образам. Для того чтобы запомнить много однотипной информации и потом эффективно с ней коллективно работать, необходим подходящий классификационный образ, легко доступный и понятный каждому. Таким образом, может служить обыкновенный город.
Представляя себе мысленно город - дома, проспекты, расположение этажей и окон, и "привязывая" к этим объектам определенные части информации можно довольно быстро запомнить много взаимосвязанных фактов, закономерностей. Техника такого запоминания известна и хорошо развита психологической наукой.
Город можно "построить" в компьютере и "населить" персонажами. Эти персонажи могут управляться с разных компьютеров, в том числе и через Интернет. Персонажи могут быть отождествлены с конкретными людьми - участниками построенного виртуального мира.
Персонажи в этом мире общаются посредством текстовых надписей либо голоса.
Посмотрите один из первых таких российских проектов - http://www.lenin.ru . Это виртуальный Мавзолей. Или, например, посетите сайт Санкт-Петербургского Эрмитажа - http://www.hermitagemuseum.org , "походите" по его залам и коридорам.
То, что Вы увидите, легко спутать с играми, распространяемыми на компакт-дисках. На самом деле технологии создания "мира" в Интернет и "мира" на компакт-диске - две большие разницы.
Такие виртуальные миры - реальность нашего времени. Множество людей проводят все свое свободное и рабочее время, участвуя в постройке либо в групповых "прогулках" по виртуальным городам. Идеальным образом идея виртуального мира могла бы быть использована для устройства синхронных конференций и семинаров учебных групп в Интернет.
"Обучающих" в прямом смысле слова виртуальных миров нам в Интернет встречать пока не доводилось, однако, следует ожидать их появления в самом ближайшем будущем. Идея учебника - города лежит на поверхности.
Мы не рассматриваем здесь технологий, ориентированных на применение дополнительных к компьютеру устройств - шлемов и т. д. В настоящее время удовольствия, получаемые с их помощью, довольно дороги и необходимость применения этих устройств в образовательных целях пока сомнительна. Описания таких устройств и тех ощущений, которые можно получить с их помощью, можно найти в популярной прессе. Кстати, очевидцы рассказывают, что восторженные описания в прессе и увиденное в действительности может сильно различаться.