Создание языка HTML (Hyper Text Markup Language) вызвало лавинообразное увеличение количества создателей сайтов и информационных материалов в Интернет.
Для изучения правил пользования HTML не требуется значительного времени, а возможности создателю документов он предоставил невиданные ранее:
и др. Именно на основе HTML создается, в настоящее время, подавляющее большинство учебных изданий. На основе HTML создаются и базы поддержки учебного процесса.
Многие российские группы предприняли попытки создания обучающих мультимедиа-сред на основе HTML. В частности, на основе HTML в ДВГУ создана уникальна деловая мультимедиа-игра "Дидактор-4" для тренировки и тестирования знаний. Эта игра позволяет пользователю почувствовать себя учителем, проводящим устный опрос в виртуальном классе. Играя, пользователь задает вопросы ученикам, ученики ему отвечают и получают оценки - двойки, тройки, четверки, пятерки. Время от времени пользователь может заглянуть в шпаргалку, т.е. вести себя подобно настоящему учителю. По окончании игры, пользователь получает оценку своим знаниям по дисциплине. Вопросы и ответы могут содержать текст, картинку, звук, видеофрагмент. На основе "Дидактор-4" в ДВГУ созданы сотни учебных курсов в Интернет.
На смену HTML уже пришли новые языки Интернет, например - VRML (Virtual Reality Modeling Language). О виртуальной реальности, о ее значении для образования мы поговорим ниже в соответствующем разделе пособия.
Теперь немного о минусах гипертекстовых технологий. Нет нужды приводить здесь определение терминов "гипертекст" и "гиперссылка". Они входят в нашу жизнь одновременно с компьютером. Дома и на работе. Гипертекстовыми ссылками пестрят страницы Интернет, ими оснащены тексты - описания WINDOWS и Microsoft Office.
Приведем цитаты характеризующие восторженное отношение, пробуждающееся к гипертекстовым технологиям среди филологов:
Поработав с гипертекстом, быстро понимаешь, что далеко не все так радужно. Иногда, в стандартных, предусмотренных авторами случаях, гипертекст очень помогает - позволяет быстро просмотреть определение, совет и пр. Однако:
Гиперссылки могут образовывать замкнутые циклы и уводящие "в бесконечность" спирали. Иногда это бывает даже интересным - путешествовать по незнакомой информации. Но чаще эти супервозможности гипертекста просто мешают пользователю. У него создается впечатление, что проще и быстрее можно найти информацию в обычной бумажной книге.
Чтобы более подробно познакомиться с описанным здесь, попробуйте взять несколько произвольных файлов созданных с помощью Microsoft Word (например, главы книги) и самостоятельно оснастить его внутрифайловыми и межфайловыми гиперссылками. Тогда можно оценить, какой труд необходим для создания гипертекстового документа или базы. Включите компьютер и возьмите часы (можно использовать компьютерные). Замерьте по часам, сколько времени Вам необходимо для создания, скажем, десяти межстраничных гиперссылок. Большой гипертекстовый документ, скажем, школьный учебник, может содержать десятки тысяч гиперссылок. Умножьте получившееся у Вас число на тысячу - столько примерно времени необходимо для его технического создания. Далее. Когда Вы сейчас тренировались, Вы делали ссылки случайным образом, не задумываясь, быстро. А сколько времени нужно добавить на то, чтобы авторы успели точно определить местонахождение ключевых слов и той информации, к которой ведут гиперссылки?
Задача оптимизации процессов создания и использования гиперссылок пока не решена. Можно так сказать, что даже не поставлена. Но многое уже сделано на этом пути - во многих областях человеческой деятельности проектируются и создаются интеллектуальные базы знаний и пр. Слово "интеллектуальные" здесь означает, что для пользования такими базами человеку не понадобится собственный интеллект. Таким образом, "техника попала в руки дикаря" - человек придумал гипертекст, и пока не научился толком ни создавать его, ни использовать.