Региональный фактор гуманитаризации содержания образования

Ю.Е. Шабалин

Регионализация образования - процесс неизбежный, объективно отражающий тенденции развития российского общества, государства и экономики. К сожалению регионализация из педагогической проблемы нередко переводится в разряд идеологических, политических и националистических. В современной околообразовательной публицистике, часто и в научных работах, регионализация образования трактуется как путь к развалу России, сепаратизм. Однако такие утверждения крайне спорны, необоснованны, а аргументы, приводимые в их защиту, сомнительны. До сих пор, нам не встретилось ни одного хорошо обоснованного аргумента против развития регионализации образования.

Мы считаем процесс регионализации образования, в первую очередь, регионализации его содержания, проблемой педагогической, а политические и прочие аргументы против - не более чем спекуляцией прямо или косвенно заинтересованных в том лиц. Опираясь на подход, в рамках которого образование рассматривается как социальная система, обеспечивающая удовлетворение образовательных потребностей граждан, развития и социализации личности в условиях модернизируемого общества, мы считаем регионализацию частью процесса дифференциации образования, осуществляемого на региональном уровне.

Необходимость регионализации образования вообще, его содержания в частности, определяется существованием реальных различий интересов и потребностей граждан, условий и возможностей по их удовлетворению и, как следствие, выбором индивидуальных траекторий развития и способов социализации личности. Каждый из российских регионов в силу социальных, экономических, географических и демографических причин, предоставляет своим гражданам различные условия и возможности для развития и социализации. Эти различия сегодня устойчиво возрастают и нет причин по которым данная тенденция изменила бы свою направленность. Более того, аналогичные тенденции действуют в других странах, что позволяет охарактеризовать процесс регионализации образования как глобальный, считать его одном из основных направлений развития мирового образовательного пространства.

Региональные различия отражаются, с одной стороны, в поведении граждан, с другой - в специфике системы образования региона, с третьей - в особенностях регионального образовательного пространства.

Поведение граждан с точки зрения образования - образовательное поведение (рабочий термин), скорее является предметом анализа психологии и социологии образования. Тем не менее и современный уровень исследованности образовательного поведения граждан позволяет предположить наличие в нем заметных региональных различий. Эти различия проявляются в преобладающем выборе способов получения образования, образовательных приоритетов, образовательных установок и целей, наконец, в готовности оплачивать тот или иной вид образования и т.д.

Региональная специфика образовательных систем - факт, который трудно оспаривать. Различия столь велики и столь заметны, что здесь нет необходимости их анализировать. Достаточно сравнить уровень развития системы образования нескольких российских регионов.

Региональное образовательное пространство - достаточно новый термин для российской педагогики. До недавнего времени образование под таким углом зрения вообще не рассматривалось. Тем не менее сегодня можно говорить о том, что образовательное пространство является одним из важнейших, определяющих факторов развития образования. Именно о единстве образовательного пространства обычно беспокоятся противники регионализации. Под образовательным пространством понимается совокупность социальных, экономических, культурных, географических условий, господствующих социально-психологических стереотипов и образовательных теорий, образовательных институтов и масс-медиа, определяющую отношение людей к образованию и развитие самого образования.

Образовательное пространство можно рассматривать и как среду, в которой личность прокладывает индивидуальную траекторию развития и социализации. Направленность и профиль такой траектории определяется не только способностями и возможностями личности, но и свойствами самой среды, которая в каждом индивидуальном случае и в конкретный момент времени, может либо благоприятствовать, либо препятствовать личности.

И при первой, и при второй трактовке понятия образовательного пространства, очевидно, что образовательное пространства одного региона существенно отличается от пространства других регионов. Эти различия, на наш взгляд, позволяют рассматривать региональное образовательное пространство в качестве определяющего фактора развития системы образования. А так как межрегиональные различия увеличиваются, региональная система образования вынуждена адекватно реагировать на эти перемены.

На практике изменения регионального образовательного пространства реализуются через образовательное поведение граждан, которое, отражая в себе основные тенденции развития региона, его особенности и специфику, определяет формирование образовательных потребностей личности, выбор ею индивидуальной траектории развития и социализации. Образовательное поведение граждан достаточно своеобразно, имеет свои социально-психологические особенности, в значительной степени определяющиеся характером регионального образовательного пространства. К сожалению, до настоящего времени образовательное поведение граждан не было предметом исчерпывающего научного анализа, что затрудняет рассмотрение региональной специфики такого поведения. Сегодня приходится лишь констатировать, что имеет место влияние образовательного поведения на конфигурацию и содержание образования в регионе. Характер и способы этого влияния, его значимость для развития системы образования региона остаются до конца не изученными.

Совокупность индивидуальных образовательных траекторий граждан, их предпочтения, интересы и потребности в значительной мере формируются под воздействием образовательного пространства. В свою очередь региональная система образования, главное, содержание образования в огромной мере определяются образовательным поведением граждан. Особенно четко последнее фиксируется в негосударственном секторе регионального образования.

Вместе с тем данные тенденции устойчивы лишь на уровне профессионального образования. В секторе общего образования эти различия в настоящее время не столь существенны, хотя тенденции к их развитию достаточно устойчивы. На уровне начального образования региональные особенности практически не фиксируются, если не принимать во внимание национальные школы республик в составе России. Однако, изучение ситуации с процессом регионализации на уровне начальной школы, позволяет с достаточно высокой достоверностью утверждать, что процесс регионализации затронет и данный уровень образования. Об этом свидетельствует опыт таких регионов как Татарстан, Башкирия, Марий Эл, Чувашия, Москва и т. д., где одно за другим возникают национальные и конфессиональные начальные учебные заведения, с различающимся содержанием образования.

Вместе с тем, мы считаем необходимым отметить и некоторые негативные тенденции процесса регионализации, особенно в том его аспекте, который затрагивает проблемы гуманитаризации содержания образования. К сожалению, вследствие ряда объективных причин, гуманитаризация содержания образования, особенно на региональном уровне сталкивается с рядом проблем. Среди них выделим проблемы социальные, национальные, религиозные и педагогические.

Социальный аспект регионализации определяется образовательным поведением граждан региона, сложившимся уровнем развития конкретного образовательного пространства. Наш прагматически ориентированный век накладывает свой отпечаток и на образовательное поведение граждан, которое в значительной мере является утилитарно ориентированным и направлено на результат. Детей охотно записывают в военные, юридические, медицинские, разного рода “элитарные “ классы, лицеи, школы. Основным движущим фактором выступает стремление граждан обеспечить своим детям лучшие стартовые условия для будущей карьеры, то есть создать преимущества в социализации. Однако, лишь малое число родителей готовы рассматривать получение общего образования и создание лучших условий для школьной самореализации и развития ребенка в качестве приоритетного направления социализации.

Таким образом, дифференциация и регионализация российского образования фактически означают прагматически ориентированную дифференциацию содержания образования. За исключением специализированных гуманитарных и национальных школьных программ складывается негативная ситуация сокращения гуманитарной составляющей содержания школьного образования. Содержание образования, особенно по негуманитарным программам приобретает ярко выраженную технократическую направленность. Изменение данной тенденции представляет важнейшую проблему современной педагогики, не имеющую быстрого и однозначного решения.

Представляется, что основным направлением действий должно стать воздействие на региональное образовательное пространство и уже через него на образовательное поведение граждан. Действенность административных мер, к которым у нас привыкли прибегать в таких случаях, выглядит крайне сомнительной. Какие бы изменения в учебные планы и образовательные стандарты сегодня не вносились бы федеральным центром, региональные системы образования будут реагировать прежде всего на поведение граждан, стремиться в той или иной форме удовлетворить их образовательные потребности. Это является следствием особенностей финансирования региональных систем образования, фактического положения дел в них и т.д.

Региональное образовательное пространство выглядит как более удобный, главное эффективный, инструмент воздействия на содержание школьного образования. Педагогически ориентированные масс-медиа, общественное мнение, распространение социальных и образовательных концепций как среди рядовых граждан региона, так и облеченных властью, располагающих средствами административных, экономических, финансовых и прочих институтов региона способны внести изменения в образовательное поведение граждан. Тем самым переориентировав систему образования на новые потребности населения.

Фактическая реализация такой политики в условиях современного российского государства представляется маловероятной, более того фантастической. Однако. Предлагаемый путь гуманитаризации содержания образования является на сегодняшний день наиболее реальным и выглядит высокоэффективным.