Образовательное пространство региона как предмет междисциплинарного исследования

Ю.Е. Шабалин

Современная образовательная ситуация характеризуется переходом от традиционной к личностно ориентированной парадигме образования, его переориентацией в соответствии с новыми социально-экономическими условиями. Новый тип общественно-социальных отношений неизбежно отражается на системе образования, вынуждает ее перестраиваться в соответствии с ними. Это накладывает заметный отпечаток на процесс развития российского образования и имеет ряд последствий, значимость которых до конца не оценена.

Среди последствий, особое место занимает процесс регионализации образования. Значение этого процесса для отечественной образовательной системы недооценивается. Однако этот процесс тесно связан со сменой образовательной парадигмы и новыми условиями функционирования образования.

Действительно, традиционное образование в нашей стране выстраивалась как вертикально интегрированная, централизовано управляемая система; отрасль хозяйства, функция которой состояла в подготовке подрастающих поколений к труду в общественном производстве. Такая система образования в полной мере отвечала социальным потребностям того времени и господствующему способу производства. Централизованной экономике соответствовало централизованное образование.

На практике это означало отношение к образованию как к системе, поставляющей потребителям кадры определенного уровня квалификации и общеобразовательной подготовки. Соответственно и образование ориентировалось в своей деятельности на интересы потребителя, в качестве которого выступало государство и производство. Это типичный технократический подход, для которого личность и человек - средство для решения каких-либо задач (производственных, экономических, политических и т.п.). Отраслевая система построения образования является наследием технократической ориентации.

Смена парадигмы означает отказ от технократического подхода, выдвижение, в качестве ориентира для развития образования, интересов и потребностей личности, а не производства и государства. При этом мало кто обратил внимание на то, что следствием новой парадигмы должен стать отказ от отраслевого принципа развития образования. Только в таком случае представляется возможным реально выстроить образование, ориентированное на личность, ее потребности и интересы.

Если в качестве потребителя образования выступает личность учащегося, то развитие системы образования должно осуществляться в соответствии с потребностями личности в образовании, а не с потребностями государства, производства, рынка. В таком случае возникает проблема долго- и средне- срочного прогноза образовательных потребностей. Инерционная сущность системы образования не позволяет ей ориентироваться на сиюминутную ситуацию, мгновенно реагировать на изменение потребностей. Еще менее к этому способна вертикально интегрированная, жестко централизованная система.

Таким образом, возникает проблема переустройства сложившейся системы образования, отказа от ее централизации и вертикальной интеграции. Альтернативой является построение децентрализованной, горизонтально интегрированной системы образования, то есть ее регионализация.

Процесс регионализации образования встречает достаточно упорное сопротивление. Многим представляется, что он означает дробление единого образовательного пространства страны, чуть ли не отказ от общемировой тенденции глобализации, первым шагом к сепаратизму и развалу федерации, покушением на права человека.

При этом упускается из вида, что единство не означает единообразия и унифицированности, что продолжать игнорировать реальные образовательные потребности и интересы граждан ради охранения и сбережения единства означает отказ от перехода к личностно ориентированной парадигме образования. Наконец, единство системы образования реально существовало лишь на бумаге, а фактически его не было, да и, очевидно, ни когда не будет. Любому, кто занимается проблемами образования хорошо известно, что в недавнем прошлом дифференциация системы образования была достаточно велика. Даже неспециалистам известно о существовании таких различий как школы городские и сельские, массовые и элитарные (спецшколы), вузы провинциальные и столичные, ведущие и обычные и т.п.

Процессы глобализации, охватывающие многие сферы общественного бытия, в том числе образование, ни в коей мере не противоречат развитию иных тенденций, например, регионализации. Более того, это две стороны одного явления. Глобализация явление системного характера, ее развитие означает не только развитие системы в целом, но и компонентов системы. Развитие и углубление глобализации человеческого сообщества означает одновременно развитие и углубление его регионализации.

Регионализм внутренне присущ всем типам современных обществ независимо от их размеров, уровня развития и особенностей политических и иных структур. Регионализм играет ведущую роль при построении федеративной государственности. Сам принцип федерализма означает признание реальности внутренней разнородности общества, поддержание и гарантирование ее при посредстве различных социальных институтов, в том числе образования. Не следует упускать из вида, что пространственно-территориальное распределение людских и материальных ресурсов есть данность. Ее следствием является качественная и количественная неравномерность этого распределения. В то же время территориальность - это естественный принцип самоорганизации всех современных обществ, а территориальная организация - универсальная форма их существования, отражающая в себе все стороны социальной жизни и деятельности, в том числе и образовательную, остающаяся важнейшим фактором, определяющим мировое развитие. Поэтому регионализация не есть синоним сепаратизма, а признание разнородности общества и государственного устройства вовсе не шаг к его развалу. В полной мере это относится к сфере образования.

Развитие горизонтально интегрированного, децентрализованного, ориентированного на образовательные потребности и интересы личности, образования реализуется через формирование региональных образовательных систем. Потребителем образовательных услуг выступает личность, проживающая в конкретном образовательном пространстве. Потребности личности в образовании (его качестве, уровне, направленности) определяются как способностями и интересами самой личности, так и свойствами образовательного пространства региона. Применение регионального подхода позволяет отказаться от устаревшей технократической, отраслевой системы построения образования, решить проблему долго-, средне - срочного прогнозирования динамики спроса на услуги образования на научной основе.

Региональная (территориальная) организация образования как сложная иерархическая система является междисциплинарным понятием, обобщающей фундаментальной категорией, сопоставимой с такими понятиями как экономическая или политическая организация общества.

Изучение региональной организации образования требует применения различных научных подходов: социально-философского, исторического, педагогического, сравнительного, социально-географического, социологического, юридического и др. Наиболее перспективным представляется региональный подход, позволяющий раскрыть и обобщить взаимозависимости между системой и ее подразделениями, разработать, во-первых, основы концепции размещения и пространственного взаимодействия образовательных систем, во-вторых, методы анализа региональных образовательных систем.

Субъектом такого анализа должна стать педагогическая регионология, направленная на изучение регионального образовательного пространства, интегрирующая и педагогически интерпретирующая идеи, концепции и методы исследования различных научных дисциплин, исходящая из представления о региональном пространстве, как объекте, обладающем единством природно-территориальных, социально-экономических и образовательно-культурных характеристик.

Педагогическая регионология базируется на междисциплинарном подходе к образовательному пространству региона как объекту исследования. Это проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин. Интеграционная функция педагогической регионологии заключается в синтезе идей и концепций различных научных дисциплин, выявлении и педагогической интерпретации системных качеств и закономерностей развития регионального образовательного пространства.

Раскрутка сайта или комплексное продвижение сайта(SEO) – это комплекс работ.. Поисковое продвижение, ведение рекламных кампаний, крауд-маркетинг. Полный цикл работ. Постоянные скидки на услуги - подробности на сайте или по телефону 8 (800) 333-13-62.