Т.И. Ключенко
Решение проблемы гуманитаризации образования непосредственно связано с построением гуманитарной образовательной среды в образовательном учреждении. Очевидно изменившаяся ситуация в библиотечной практике и в профессиональной подготовке специалистов требует учесть эти тенденции в современной образовательной сфере. Подтверждением сказанному является следующее. Ныне библиотеки России оказались в новой обстановке: они освобождены от цензуры, диктата одной партии и следования ее идеологии. Изменились социальные функции, место в обществе. Доступ к информации, свобода чтения стали осуществляться на основе международных принципов. Библиотеки получили значительную самостоятельность в своей управленческой деятельности. Созданы условия для самоорганизации библиотекарей.
В той современной концепции формирования кадрового корпуса библиотек, которая должна бы существовать, возможно предусмотреть такой уровень подготовки библиотекарей, чтобы они оказались способными занять гораздо больше места в системе библиотек - именно не только своей информационно-библиотечной подготовкой, но и общей культурой. Вместе с тем библиотекам в силу их специфики - обслуживания самых разнообразных сфер общества - требуются специалисты, получившие образование на междисциплинарной основе. Этим объясняется, на наш взгляд, значимость поставленной проблемы.
Одним из ключевых аспектов поднятой проблемы, на наш взгляд, являются используемые понятия, их содержательное наполнение. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.
Понятие образовательная среда также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае с обучающимся). Если задаться вопросом, какое из этих двух понятий в большей мере соответствует идее гуманитаризации образования, которая состоит в "обращении" образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном и общегуманитарном смысле, то ответ очевиден. Когда речь идет об образовательной среде, то имеется в виду влияние условий образования на обучающегося (точно так же, как и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс). Это обратное влияние по существу задает гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для человека знаний и использование комфортных, принимаемых студентами технологий обучения.
Несомненно, можно говорить и о гуманитарном образовательном пространстве, но здесь в большей степени фигурируют не столько значимые для студентов образовательные задачи, которые ставятся самим студентом, сколько видение их со стороны организаторов педагогического процесса - преподавателей. Смысл понятия "гуманитарная образовательная среда" более богат. Оно включает не просто общую гуманитарную направленность образовательного пространства, но и личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал. Обобщая сказанное, можно констатировать, что с ориентацией на сущность процесса гуманитаризации информационно-библиотечного образования целесообразно использовать понятие образовательной среды как позволяющее раскрыть более полно и всеобъемлюще соответствующий процесс.