А.Ю. БЕЛОГУРОВ
1. Философия
развития этнорегиональных образовательных систем Российской Федерации
В современном мире глобальность выступает одним из важнейших параметров существования человеческого общества. Отражая процессы взаимообусловленности и взаимозависимости различных компонентов мирового сообщества, глобальность выражает идеи целостности всего человечества как социобиологического образования. Социально-политические явления последнего десятилетия стимулировали необходимость выработки и обоснования глобальной парадигмы общественного развития, основанной на понимании целостности мирового социально-экономического и культурно-образовательного пространства. Проявлением данной мировоззренческой установки явилась активизация "цивилизационного видения мира".
В условиях глобализации мировых процессов и культурной конвергенции, образовательная система рассматривается, с одной стороны, как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности, с другой - как средство гармонизации межэтнических отношений. Мы разделяем позицию Раджа Рой Сингха, который отмечал, что "глобализирующее движение, как становится очевидно уже сейчас, приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Там, где образование выступает фактором развития, образование играет ключевую роль".
Процессы модернизации различных сфер общественной жизни современной России конца ХХ-начала ХХI вв. обусловлены как внутренними процессами социально-экономического характера, так и глобальными тенденциями, связанными с переходом к информационно-техногенной фазе развития человеческой цивилизации. Вместе с тем следует отметить противоречивый характер данных процессов, который обусловлен факторами политического и идеологического характера. Как указывает В.Д. Шадриков, противоречия между этнокультурными процессами в современной России и интеграционными процессами в культуре "усиливаются за счет так называемого парадокса этничности, столь характерного для всего современного мира, - когда по мере углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания".
Образовательная ситуация постсоветской России явилась следствием как социально-политической дифференциации в рамках единого союзного пространства, так и нарастающего процесса глобализации общественной жизни в мировом масштабе. Вызванный переходом к цивилизации техногенно-информационного типа, процесс глобализации отразился на всех сферах жизнедеятельности, в том числе на динамике развития образовательной системы. Вместе с тем следует отметить, что идея глобализма по своей внутренней природе свойственна российской философско-педагогической мысли. В литературно-исторических памятниках Древней Руси ХI-XIII вв. образ "идеального" человека представляет собой взаимодополнение национальных и общечеловеческих черт. В XV-XVI вв. в философско-педагогических трудах Е. Премудрого, М. Грека, И. Федорова на первый план выдвигаются актуальные для всех времен идеи человеколюбия, проявляется стремление связать воедино гуманистические традиции Запада с отечественным культурно-педагогическим наследием. Растущие социально-экономические потребности меняющегося мира на рубеже XIX-XX вв. учитывали тенденцию сближения народов, культур, цивилизаций. Плеяда прогрессивных ученых-педагогов (В. Бехтеров, В. Вахтеров, К. Вентцель, П. Каптерев, П. Лесгафт, Н. Кареев, П. Кропоткин и др.) обратилась к анализу образовательной парадигмы России и выработке дальнейших путей ее развития.
На современном этапе происходит упрочение социально-культурной идентичности России в рамках глобалистических мировых тенденций, которая выражается, главным образом, в том, что российская цивилизация по своему характеру образования экуменическая. В столкновении экуменической культуры и культуры техногенно-информационного типа видится основная причина современного состояния российской цивилизации.
Интеграция Российской Федерации в современное мировое сообщество затруднено, главным образом, той "геоэтнорегиональной фрагментацией", порой граничащей с "дискретностью", которая стала определять политико-социальный уклад современной России . Проявляющаяся тенденция роста этничности, которая первоначально не нашла теоретического объяснения, получила название "этнического парадокса современности". Именно активизация процессов интеграции и глобализации в современном мире являются причиной роста этнического фактора российского социума. Как следует из информационной концепции этноса С. Арутюнова и Н. Чебоксарова, в условиях возрастания количества и разнообразия информации значительно затрудняется социальная адаптация индивида к проявлениям современной цивилизации. Именно проявление "информационнной ограниченности человека" является причиной поиска более малочисленного и исторически устоявшегося круга общения, близкого и понятного для человека, каковым является этнос. Стало понятным, что в сложившейся ситуации проявляется парадигмальный кризис российского образования, обусловленный необходимостью формирования новых образовательных ориентиров, учитывающих многообразие культурно-образовательных систем современной России, их направленность, факторы и механизмы развития, а также исторические перспективы человечества. В.Е. Шукшуновым, В.Ф. Взятышевым, Л.И. Романковой разработана концепция прогнозирования развития образования, основанная на анализе существующих образовательных парадигм.
Таблица №1 Парадигмы образования.
Ключевые признаки | Варианты парадигмы: | |
существующая парадигма |
возможное развитие |
|
Главная задача человека |
Познание мира |
Изменение мира |
Научная основа деятельности |
Естественнонаучный метод |
Теория преобразующей практики |
Типичная задача имеет |
Только одно решение |
Множество решений |
Критерии оценки решения |
Только один: |
Множество критериев: полезность, эффективность, безвредность и др. |
Влияние духовных факторов |
Им нет места |
Необходимы для выбора решений |
Образование дает человеку |
Знание о мире и его законах |
Методологию преобразования мира |
Представляется, что авторы не учитывают многих значимых факторов современной жизни, возлагая на новую образовательную парадигму способность содействовать "изменению мира". Основная цель и назначение новой образовательной парадигмы нам видится в ее способности ликвидировать разрушительное влияние научно-технической революции, повернуться к проблемам Человека, реализовать на практике принцип гуманизации, разрешить противоречия между общественными требованиями и возможностями современной образовательной системы. Как известно, Гегель определял образование как восхождение от абстрактного к конкретному, однако данное понятие в основе своей выражает диалектическую взаимосвязь общенационального и личностного, глобального и регионального, поликультурного и этнического.
В условиях мировой интеграции и стремительного развития глобальных информационных технологий, неизбежно формируется универсальная коммуникативная среда, которая неизбежно стирает границы между континентами, государствами, народами. Основная задача образования связана с развитием адаптационных качеств личности в условиях глобализации общественной жизни, многообразия информационных потоков, интеграции науки и культуры.
Государственная политика в области образования должна реализовываться в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Особенностью современного социально-экономического реформирования в Российской Федерации является эмпиричность, запаздывание в теоретическом осмыслении происходящих процессов, а также отсутствие ориентиров, направляющих и корректирующих процессы реформ. Это относится также к образовательной сфере, переживающей кардинальные изменения в процессуальной и содержательных областях, которые связаны с современными общественными процессами децентрализации и гуманизации. Данные процессы привели к всесторонней и многоуровневой регионализации в развитии основных сфер общественной жизни: политике, экономике, культуре, образовании. Видоизменилась и приобрела национально-региональный оттенок социализирующая функция образования, призванная поддерживать процесс воспроизводства социального опыта, добиваться оптимальной адаптации к современным общественно-цивилизационным и культурным реалиям, закреплять в сознании нового поколения ценностные ориентиры жизни.
Так как процессы регионализации затрагивают прежде всего социально-культурные институты, в первую очередь образовательные, возникает необходимость в переосмыслении роли, положения и перспектив дальнейшего развития образования в условиях "глобальной регионализации" общественной жизни всей страны.
Федеративность Российского государства предполагает ориентацию социальных институтов на региональные социально-экономические, культурно-образовательные, этно-исторические, эколого-деятельностные и другие особенности конкретного региона. Все субъекты современной России видят в развитии национально-региональных систем образования путь закрепления своих исторических перспектив. Как указывает В.К. Шаповалов, политико-рефлексивные установки региона и центра сходятся на том, что в новых условиях образование должно в своей структуре, содержательном, типологическом и управленческом аспектах отражать фактор региональности.
Современный процесс государственной децентрализации и регионализации обусловливает необходимость поиска в образовательной сфере, представляющей собой определяющую грань культуры общества, стратегии реформирования и конкретных направлений выхода из создавшегося кризиса. В связи с тем, что изменилась образовательная парадигма, необходимо развивать инновационное образование, суть которого заключается "в новой педагогике, в новых образовательных процессах, новых технологиях. Необходимо такое преобразование системы образования, которое наилучшим образом способствовало бы обновлению России"
Принципы современной региональной политики России "постсоветского периода" включают следующие составляющие: усиление комплексности развития всех сфер в республиках и областях, расширение использования прогрессивных форм организации производства, регулирование демографической обстановки и потоков трудовых ресурсов; регулирование отраслевой специализации регионов в соответствии с научно-технической и инвестиционной политики страны, а также программами экономических реформ России; защиту глобальных экономических и геополитических интересов Российской Федерации в "архитектуре" современной Европы.
Разрабатываются и реализуются на практике механизмы осуществления региональной политики, что подтверждает системный характер подходов Федерального центра к решению общих политических проблем регионализации, в контексте которых и возможна регионализация образования. Однако важно заметить, что социокультурный аспект в общих принципах стратегии реорганизации различных общественных сфер остается либо на втором плане, либо сведен к "национальному" и "этнонациональному".
Принципы современной образовательной политики России должны включать следующие составляющие: создание условий для раз-вития региональных образовательных систем с учетом их включенности в российское и мировое образовательное пространство; отражение в содержании образования федеральных и национально-региональных интересов; регулирование региональной образовательной политики в рамках сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации; разработка принципов обновления содержания высшего профессионального образования с учетом тенденций развития современного высшего образования - гуманизации, гуманитаризации, вариативности, интегративности и т.д.
В Законе РФ "Об образовании" (1992 г.) делается акцент на то, что реформирование образовательной системы в Российской Феде-рации способно привести к существенным успехам в том случае, если будет всемерно учитывать специфические особенности развития современных национально-региональных образовательных систем. Современная образовательная парадигма заключается в том, что обеспечение необходимого уровня образования и воспитания подрастающего поколения, формирования общей культуры и удовлетворения личностных познавательных интересов личности происходит путем приобщения к национальным, российским и мировым ценностям культуры и цивилизации. Подобный подход определил инвариант современной образовательной системы, указал направления ее реализации на региональном уровне.
Первое философское обоснование развития образовательных систем принадлежит Платону, выделившему основополагающие компоненты образовательных отношений: культура (мир идей и вечных образов), общество (полис, государство), индивид (личность). Каждый этап культурно-цивилизационного развития характеризуется собственными аксиологическими ориентирами и принципами организации внутри данной триады. Цивилизация постиндустриального типа обозначила приоритет ценностей утилитарно-прагматического, рационалистического характера, ориентация на которые уже привела к глобальным антропологическим и экологическим катастрофам. Современной философско-педагогической идеей становится отказ от парадигмы рационализма и "знаниецентризма", провозглашенной в XVII в. Я.Коменским к "парадигме культуросообразности образования". Связанная с ней философия образования приобретает глобально-исторический, социокультурный характер и призвана обеспечить воспроизводство культурного многообразия, выступить источником саморавития общества. При этом гуманно-ценностная характеристика образования предполагает рассмотрения трех взаимосвязанных аксиологических блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная. Содержание аксиологических блоков приобретает конкретизацию при построении социокультурной типологизации образовательных систем, изучения проблемы взаимовлияния социообразовательных макротенденций и социально-этнологических региональных процессов на образовательную политику в субъектах Феде-рации, что оказывается принципиальным моментом для определения стратегии и направлений реформирования отечественного образования.
Современная образовательная практика обозначила необходимость разработки концептуально-теоретических подходов к изучению проблем развития национально-региональных образовательных систем в качестве приоритетной задачи российской педагогической науки, в которой до сих пор не разработаны принципы реализации национально-региональных аспектов в образовательной и воспитательной практике, не определены направления изучения данной проблемы. К одной из первых попыток подобного характера следует отнести работу В.И. Загвязинского "Проектирование региональных образовательных систем", в которой впервые прогнозируются пути эволюции российского образования в продолжающийся период "глубокого и перманентного кризиса" . Как указывает автор, "сегодня высвечивается важная миссия российского образования - способствовать социальной стабильности и прогрессу, восстановлению и развитию культурного и кадрового потенциала страны посредством гармонизации отношений в макро-, мезо- и микро-социуме. Прежде всего это касается кардинальных, основополагающих отношений в таких системах, как человек - природа, человек- общество, общество - природа, человек - человек".
Проблемам функционирования национально-региональных образовательных систем современной России посвящены исследования В.И. Беспалова, Е.В. Бондаревской, Е.В. Данильчук, Г.С. Денисова, Л.В. Левчук, М.Р. Радовель, Л.Л. Супруновой и др. Как показывает анализ исследований данной проблемы, каждый автор идет по пути создания определенной научно-педагогической концепции, в рамках которой определяет стратегию развития образовательных систем, предлагает механизм их функционирования в инновационном режиме с учетом основополагающих тенденций. Следует отметить, что несмотря на значительные отличия в выборе подходов, большинство исследователей склоняется к тому, что любая национально-региональная образовательная система должна являться составной частью единого образовательного пространства Российской Федерации.
Основные цели и задачи образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.
Считаем, что всем субъектам Федерации предстоит определить целый круг вопросов в области образовательной политики, среди которых могут быть выделены следующие:
- развитие этнорегиональных образовательных систем с учетом основополагающих принципов "Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года";
- отражение в содержании образования федерального и национально-регионального компонента. Региональная образовательная политика в рамках сохранения единого образовательного пространства;
- проблемы и перспективы развития национальной школы в Российской Федерации;
- направления и механизмы поликультурного и полиобразовательного взаимодействия в XXI в.;
- технологии интеграции в европейское и мировое образовательное сообщество;
- пути обновления содержания образования в современной высшей и средней школе.
При этом каждая этнорегиональная образовательная система страны получила новый вектор развития, который определит ее место в российском и мировом образовательных сообществах в первой четверти XXI в. Принятие "Национальной доктрины образования" явилось первым шагом на пути сохранения культурно-образовательной целостности России.
Не менее важным для определения стратегии развития образования на ближайшую перспективу является Федеральный Закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования". Программа призвана явиться организационной основой государственной образовательной политики России и определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Как указывается во введении, основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности конкретного региона. Основной проблемой развития образования выступает: достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры. Вместе с тем, в качестве основной проблемы отмечается растущая угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному и увеличивающееся разночтение федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин.
Реализация федеральных законодательных актов связывается, главным образом, с обновлением содержания образования и введением образовательных стандартов. Определенные трудности в решении данного вопроса продиктованы тем, что субъекты Российской Федерации реализуют национально-региональный компонент содержания образования в произвольных формах, что затрудняет приведение планов и программ по данным курсам к единому стандарту и выявление эффективности самого образовательного процесса.
Современные требования к введению национально-регионального компонента содержания образования связаны с необходимостью решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения человека к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации. При этом основной целью реализации национально-регионального компонента в школьной образовательной практике выступает воспитание и обучение человека основам национальной культуры, родному языку, с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей. Однако продолжается дискуссия о том, какими методами и средствами данная цель будет достигнута, какие требования следует предъявить к тому образовательному процессу, в ходе которого должна формироваться образовательная и воспитательная траектория, учитывающая, наряду с общими требованиями, индивидуальные способности и особенности.
В российской и мировой практике введение национально-регионального компонента направлено на решение противоречия современного образования между необходимостью научить молодое поколение жить в мире высоких технологий и острых социальных проблем и невозможностью "втиснуть" все необходимое в рамки учебного процесса.
Современная школа Российской Федерации, особенно национальных республик, ставит задачу разработки и реализации на практике национально-регионального компонента образования, в котором отражаются особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа. Разработка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного среднего образования.
Национально-региональный компонент содержания образования направлен, главным образом, на достижение каждым представителем молодого поколения этнической идентичности, под которой понимается "совокупность чувств членов группы, касающихся тех символов, ценностей и общей истории, которые и определяют их как отдельную группу"
Вместе с тем, в настоящее время наблюдается значительная сепарация в рамках реализации национально-регионального компонента содержания образования на республиканских и муниципальных уровнях, которая характеризуется сосредоточением внимания исключительно на социально-культурных ценностях своей этнической группы вне взаимодействия с другими этнокультурными образованиями.
2. Социально-этнологические проблемы развития региональных образовательных систем в контексте социокультурной трансформации Российской Федерации.
Процессы децентрализации и регионализации отечественной школы в 90-е гг. ХХ в. актуализировали задачу сравнительных исследований развития образования в регионах и субъектах Российской Федерации. Значительный интерес исследователей-компартивистов представляет Северо-Кавказский регион, который характеризуется полиэтническим и многоязычным составом населения, многообразием культур, различием социально-экономического уровня входящих в него республик. На состоявшихся в июне 1999 г. Парламентских слушаниях по вопросу: "Проблемы законодательного регулирования процесса сохранения единого образовательного пространства России на примере Северо-Кавказского региона" отмечали, что стабилизация обстановки в Северо-Кавказском регионе имеют принципиальное геополитическое значение для России.
Система образования в республиках Северного Кавказа в конце 90-х гг. ХХ в. претерпевает значительные изменения: обновляются звенья системы образования, формы и методы учебно-воспитательного воздействия, средства и технологии обучения. В настоящее система образования всего Северо-Кавказского региона стала одной из важнейших элементов национальной инфраструктуры. Значительно интенсифицировались процессы гуманитаризации, - вариативности в построении содержания общего образования, которые оказались наиболее неразработанными именно в методологическом плане, потребовали научного осмысления и теоретического обоснования как со стороны ученых, так и педагогов-практиков. Данные проблемы рассматривались в работах Г.Б. Корнетова, А.П. Лиферова, В.С. Собки-на, Л.Л. Супруновой, П.И. Пидкасистого, П.С. Писарского, Х.Г. Тхагап-соева, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова и других ученых. Однако понимание важности и необходимости учета тенденции к регионализации современного образования требует не столько обратиться к простому описанию специфики социокультурных образовательных ситуаций, сколько выявить особые типы социокультурных образовательных систем, сложившихся в Российской Федерации.
Принцип регионализации в настоящее время выступает доминирующим фактором развития образовательных систем, реализация которого обозначает новый этап становления вариативного образования на территории современной России. Данный принцип позволяет этнорегиональным образовательным системам выступать субъектами стратегий развития в соответствии с присущими региону геоэкономическими и социокультурными особенностями. Как указывают Е.А. Соболева и В.И. Спирина, методологическим основанием реализации принципа регионализации служит "холистический подход, позволяющий установить органическую либо функциональную связь между целым и составляющими его частями, выявить противоречивые тенденции регионализации и интеграции образования, его развития и саморазвития, вариативности и целостности образовательного пространства. Регион выступает устойчивым социально-географическим понятием, которое приобретает более конкретный смысл в современном российском образовательном пространстве. Вместе с тем, возникает вопрос, касающийся того, насколько правомерно национально-региональный компонент содержания образования сводить до нужд определенной республики и конкретно взятого народа в сфере воспроизводства социокультурных ценностей.
Образовательная ситуация на Северном Кавказе характеризуется высокой степенью неопределенности в выборе дальнейшего направления развития этнорегиональных образовательных систем, авантный вектор эволюции которых связывается с задачами закрепления национальных прав на политическую независимость, суверенизацию, этнокультурную ориентацию. Задачи организации образования решаются в большинстве случаев с позиций национально-культурной автономии и приоритетности интересов титульных наций. Подобная ситуация усугубляется тем, что введенный в 1992г. Законом РФ "Об образовании" национально-региональный компонент содержания общего образования не только по-разному трактуется в различных субъектах федерации, но и в большинстве случаев не обеспечен тем необходимым учебно-методическим минимумом, который крайне необходимым для полноценной организации учебно-воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях.
Основное противоречие в развитии этнорегиональных образовательных систем современной России мы видим в несоответствии этнорегиональных и поликультурных факторов построения содержания образования. С одной стороны развитие образовательной системы призвано сохранить национальную идентичность, с другой - создать условия для "вливания" в мировое культурно-образовательное пространство.
В 2000-2001 учебном году было проведено анкетирование по выявлению отношения учителей школ Республики Северная Осетия-Алания к различным аспектам реализации национально-регионального компонента содержания общего образования (НРК). Около 71% учителей высказали опасение, что НРК может помешать "включению" ученика в российскую и мировую культуру. При этом 58,9% учителей отмечают, что НРК не способствует формированию научного мировоззрения. Вместе с тем, наиболее опасной тенденцией реализации НРК значительным большинством респондентов (81%) отмечается воспитание любви к "малой родине", а то время как формированию уважения к ценностям других народов и культур не уделяется внимания. Таким образом, очевидна опасная тенденция, связанная с "замыканием" воспитуемых в рамках определенных этнокультурных ценностей, независимо от того - "врожденными" или "приобретенными" они являются.
Образовательная ситуация в сфере реализации НРК усугубляется недостаточной подготовкой учителей, на что указали около 38% респондентов, а также низким уровнем научно-методического обеспечения (21%).
Мы полагаем, что процессы регионализации образования в северокавказских республиках должны учитывать национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности всего региона. Необходимо, чтобы каждая этнорегиональная образовательная система была открыта для "проникновения" идей многокультурности, толерантности, приоритета добрососедских отношений. Именно формирование единого поликультурно-образовательного пространства Северного Кавказа должно явиться основной целью реализации национально-регионального компонента в процессе обучения и воспитания. Образовательное пространство Северного Кавказа необходимо формировать на основе взаимопроникновения этнокультурных ценностей, выработанных всеми народами за многовековую историю своего развития.
Для создания единого культурно-образовательного пространства Северного Кавказа необходимо:
Создать единую концепцию построения содержания образования на основе реализации НРК, в рамках которой разработать и внедрить в республиканские образовательные программы комплекс различных учебных курсов, связанных с изучением истории и культуры северокавказских народов ("История народов Северного Кавказа", Социально-культурные процессы в республиках Северного Кавказа", "Культура и традиции северокавказских народов", "История просветительской мысли горских народов", "Религиозные верования народов Северного Кавказа и др.);
На межреспубликанском уровне поставить вопрос о создании учебников и учебных пособий, разработать гибкие и вариативные механизмы подготовки педагогических кадров к реализации НРК в системе общего образования с учетом глобалистических тенденций в культурно-образовательной сфере России.
"Глобальная регионализация" общественной жизни обусловила необходимость переосмысления роли, положения и перспектив дальнейшего развития российского образования. В основу анализа нами заложены следующие положения:
а) "генетическая матрица" современного российского общества может быть сохранена лишь на основе реализации в образовательной практике фактора поликультурности, являющегося составной частью философско-педагогической теории гуманитаризации образования.
Только в условиях поликультурной образовательной парадигмы станет возможным обеспечить единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций, обосновать приоритет человеческих измерений и ориентаций;
б) концепция гуманитаризации образования позволяет осуществить период от современного процесса регионализации в российской образовательной практике к реализации идей "глобального образования".
Так как для образовательной ситуации современной России характерно усиление этнизации содержания образования, возрастание роли национальной культуры в процессе социализации и интериоризации личности, именно этнокультурный фактор должен выступить основой для поликультурного образования. Ведущий принцип реализации национального в поликультурном образовании - социо-культурный контекст развития личности - предполагает максимальный учет конкретных национальных реалий и определение их места и значимости в интернациональном мире. На основе данной целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Данная образовательная стратегия определяет следующие образовательные задачи: глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции в другие культуры; формирование представлений о многообразии национальных культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности; приобщение к основам мировой культуры, раскрытие объективных причин процесса глобализации, взаимозависимости народов в современных условиях.
3. Современное поликультурное образование должно строиться на основе учета следующих основополагающих принципов:
а) принципа диалектической включенности национальной культуры в систему российской и мировой, выражающий систему обще-культурных императивов, которые присущи в равной степени всем этнокультурным образованиям;
б) принцип историко-культурной и цивилизационной направленности национального образования, предполагающий необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций. При этом само понятие "национальная культура" приобретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл, как интегративная категория, объединяющая всевозможные аспекты идентификации социума в российской и мировой культуре. Так как ментальность формируется как взаимодействие народной философии, народной религии и фольклора, именно эти составляющие выступают ориентирами в построении педагогических теорий как национального, так и поликультурного образования;
в) принципа поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основанный на включении в региональное содержание образования знаний о человеке и обществе;
г) принципа глобальности культурно-образовательного процесса, отвечающий за развитие целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире;
д) принципа поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы, отражающий механизм этнокультурной идентификации личности к структуре гармонизации межэтнических отношений.
4. Современное поликультурное образование должно не только опираться на сравнительно-сопоставительный анализ различных этнокультурных модусов, но всемерно использовать диахронический подход, позволяющий проследить этапы формирования системы духовно-нравственных ценностей, увидеть в историко-ретроспективном аспекте инвариантные и специфические явления в развитии определенного типа культуры, почувствовать "духовный стиль эпохи" и выявить артефакты в развитии данной этнокультуры. Диахронический подход в структуре поликультурного образования направлен на выявление и анализ "культурных стереотипов", представляющих собой совокупность наиболее характерных черт культуры. Так как культурный стереотип представляет собой совокупность взаимодействующих друг с другом и взаимодополняющих элементов, то рассмотрение каждого из них неизбежно выводит на уровень изучения самой системы. Данный подход отвечает идее гуманитаризации образования, так как направлен на целостное изучение культуры.
Организованное таким образом поликультурное образование опирается на междисциплинарный творческий подход и направлено на формирование культурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека. Результатом данного образовательного процесса является формирование поликультурного мышления, выступающего отражением современных глобалистических тенденций в образовательной сфере.
Литература:
1. Banks J. Multiethnic Education Theory and Practice. Boston / London. 1986; Education Reform Act. London. 1988; Goals 2000 - Educate America Law. Wash., DC., 1994; America-2000: An Education Strategy. Wash., DC., 1991; World Education Report 1995. Paris: UNESCO. 1995; Structure of the Education and Initial Training Systems in the European Union. European Commission. Belgium. 1995; Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО. 1997; Малькова З., Вульфсон Б. Основные тенденции развития образования за рубежом. Аналитический доклад. М.: УРАО. 1998; Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Российский открытый университет. 1995.
2. Раджа Рой Сингх (Raja Roy Singh). Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования. 1993. №1.
3. Крылова Н. Культурология образования. М.: Народное образование. 2000. С. 89.
4. Тхагапсоев Х. Философия образования: Проблемы развития региональных систем. Нальчик. 1997. С. 31.
5. Сусоколов А. Культурная инерция этносов: зло или благо? // Народное образование. 1994. №4.
6. Шукшунов В., Взятышев В., Романкова П. Через развитие образования - к новой России. М., 1993.
7. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. С.21.
8. Басова Н. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999. С.138.
9. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Под ред. Б. Вульфсона. М.: Изд-во РОУ. 1995.
10. Тхагапсоев Х. Указ. раб. С. 30.
11. Загвязинский В. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. 1999. №5.
12. Об утверждении Федеральной программы развития образования (Федеральный закон РФ от 10. 04. 2000. № 51-ФЗ) // Вестник образования, 2000. №12.
13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. 2000. С. 248.
14. Документы в образовании. 1999. № 19.
15. Корнетов Г. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода. Дисс… докт. пед. наук в форме научно-го доклада. М.: РАО. 1994; Тхагапсоев Х. Указ. раб.; Шаповалов В. Указ. раб.; Супрунова Л., Белогуров А. Национально-региональный компонент содержания общего образования в структуре поликультурного образования // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ростов-на-Дону: РГПУ. Ч. II. 2000.
16. Соболева Е., Спирина В. Принцип регионализации как фактор развития образовательной системы // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов VII годичного собрания Южного отделения РАО и XIX психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов-на-Дону: РГПУ. 2000. С. 291-292.
17. Белогуров А. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных статей. Махачкала: ДГУ. 2001.
18. Данные принципы изложены в работе: Белогуров А., Супрунова Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: ПГЛУ. 2000. №3.