Монахов М.Ю., Матвеева М.Е.
Проблема обеспечения качественного высшего образования в России в последнее время является критически важной для дальнейшего развития страны. Это признано не только в вузовской и академической среде, но и на высоком правительственном уровне. Вхождение в Болонский процесс, развитие международных связей, усиление деловой активности населения, процессы глобализации и другие явления и процессы современности не оставляют для отечественной высшей школы возможности быть в стороне, развиваться по-старому.
По мере развития науки, техники, производства и социальной сферы, по мере формирования высокотехнологичной базы всех отраслей человеческой деятельности и усложнения функции работника стала очевидной необходимость повышения уровня профессионального образования и качества профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это является главным условием социальной реабилитации и интеграции в современное общество указанной категории граждан.
Существующие учебные программы высшего профессионального образования не всегда адаптированы для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Качества образования можно ожидать в случае учебно-методической обеспеченности процесса обучения и разработке и внедрении новых форм и методов контроля над самостоятельной работой студентов.
Основными психофизиологическими особенностями глухих и слабослышащих студентов являются:
— снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
— трудности словесного опосредования;
— замедление процесса формирования понятий;
— замедленное развитие мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция), приводящее к трудности в выделении и осознании цели;
— убыстрение процесса утомляемости, что приводит к увеличению неустойчивости внимания;
— трудности переключения внимания, увеличение времени на «врабатывание»;
— продуктивность внимания в большей степени зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала;
— процесс запоминания опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее;
— развитие словесной памяти на уровне полного понимания и запоминания текста;
— обучающиеся данной категории не могут давать собственную интерпретацию текста, стремясь к его дословному воспроизведению.
Поэтому особенностью автоматизированного учебного курса «Информатика» для лиц с ограниченными возможностями здоровья (глухие и слабослышащие) является принцип модульной технологии, а именно разбиение всего материала курса на учебные модули (УМ) такие как «Информация и информационные процессы», «Представление информации», «Компьютер», «Информационные технологии», «Алгоритмы и исполнители» и другие, каждый из которых содержит несколько тем.
В свою очередь, каждая тема включает в себя три малопорционных обучающих модуля (ОМ), содержание которых формируется в соответствии с принципом уровневой дифференциации, выраженной в том, что, обучаясь по одной программе, студенты могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (ОМ1). Его достижение свидетельствует о выполнении студентом минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом (ОМ2 и ОМ3).
Независимо от уровня, каждый ОМ включает в себя информационный материал модуля, типовые задачи с представленными алгоритмами решений и серию обучающих заданий с ответами для прочного усвоения пройденного материала.
Необходимым и особо важным условием успешности процесса профессионального обучения глухих и слабослышащих учащихся является усиление роли наглядности и повышения эффективности способов работы с наглядными источниками информации. В обучающих модулях автоматизированного учебного курса «Информатика» учебный материал представлен не только в текстовой, но и в графической, табличной и иллюстративной формах.
После изучения материала каждой темы студентам предлагаются упражнения дифференцированного характера для самостоятельной работы с целью отработки навыка решения типовых задач.
Одним из средств текущего контроля знаний в учебном курсе является тестирование. Набор тестовых заданий представлен в конце каждой темы.
При подготовке тестовых заданий по каждой теме учебного курса используются следующие 4 основные алгоритма их формирования:
1 тип — альтернативные тестовые вопросы/задания, предполагающие ответы типа ДА или НЕТ;
2 тип — тестовые вопросы/задания, предлагающие закончить текстовую фразу, выбрав правильный вариант из предложенного списка;
3 тип — тестовые задания, предполагающие выбор одного или нескольких вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов;
4 тип — тестовые задания, предлагающие заполнить пропущенные слова или группы слов в тестовой фразе.
Наборы тестовых заданий, сформированные таким образом, позволяют не только осуществить за короткий промежуток времени контроль знаний и умений, но и помогают преподавателю определить уровень усвоения студентами учебного материала и освоения ими приемов учебной деятельности, а также способствуют осмыслению и усвоению пройденного материала.
Таким образом, внесение специальных приемов и методов педагогической работы, основанных на перечисленных выше основных психофизиологических особенностях глухих и слабослышащих студентов, дает возможность осуществлять их качественное профессиональное образование.
Предложенная методика определяет направления деятельности по созданию безбарьерной образовательной среды для глухих и слабослышащих студентов: применение специальных технологий обучения; внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий; создание условий для адаптации учащихся и компенсации ограничений, обусловленных заболеванием; этапное сопровождение учебно-воспитательного процесса; создание условия для развития потенциальных способностей личности.