Перминова Л.М., Петров К.В., Махоткина Н.В.
Основные понятия, используемые в концепции: профиль, профильное обучение, профильное образование, профильная школа, профильные классы, профильное самоопределение, - выделены из текста «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002г.):
«Демократизация деятельности школ, изменение их структуры и целей образования с учетом социальных перемен, создание новых типов общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев, колледжей), повсеместное введение профильного образования для учащихся старшей ступени – всё это требует и соответствующего изменения содержания и стиля руководства деятельностью коллективов ОУ на всех уровнях управления».
«Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса;
- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования».
Профильное обучение – «система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда», учитывающая «гибкую систему профильной кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Исходя из позиций 1-3 следует заключить, что профильное обучение есть дидактическая модель и системная форма дифференциации и индивидуализации обучения.
Лексическое истолкование термина «профиль» означает «совокупность специфических черт (признаков), характеризующих какую-либо сферу деятельности, а также характер производственного или учебного уклона (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М, 1990 – с 625). Необходимо учесть, что речь должна идти не просто о чертах и признаках как некоторой определяющей совокупности, а о чертах и признаках существенных и сущностных, без которых нарушается целостность определяемого объекта – профиля.
С позиций культурно-антропологических принципов – гуманизации и гуманитаризации образования – полагаем, что понимание «профиля» необходимым образом должно учитывать и предпосылочную расположенность ученика к особенностям профиля, имея в виду биологический, психический и социальный аспекты человеческой целостности, т.е. субъекта. Сказанное накладывает особый отпечаток на понимание и интерпретацию всех необходимых понятий в Концепции профильного обучения и находит отражение в предлагаемом рабочем варианте концепции профильной школы, разработанной применительно к условиям общеобразовательной школы ГОУ с углубленным изучением отдельных предметов № 1328 города Москвы.
Профильная школа – институциональная форма функционирования профильного обучения (соответственно: профильного, профилеориентированного образовательного процесса) в целях удовлетворения потребностей общества (социального заказа), интересов, возможностей и способностей ученика.
Культурологическая концепция профильной школы исходит из посылки о системной целостности человека как биопсихосоциального существа: это означает, что всякое локальное изменение в биологических, психических и\или социальных характеристиках субъекта (поведении, отношениях, ценностных ориентациях) оказывает влияние на всего человека, и осознается человеком как значимое для него в той или иной степени. В качестве теоретико-методологических оснований концепции профильной школы являются:
- культурологический подход – М.С.Каган, К.В.Романов, И.Я.Лернер; принцип субъекта (Л.И.Анциферова, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский), психология индивидуальных различий (Б.М.Теплов); индивидуально-дифференцированный подход; принцип активности в развитии, познании, самопознании, преобразовании; системный подход (П.К.Анохин, Ю.А.Самарин; Р.Акофф, Ф.Эмери); культурно-историческая теория развития личности (Л.С.Выготский), теория деятельности (С.Л.Рубинштейн); интегративно-ценностый подход; теории содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер; В.С.Леднев; Л.М.Перминова); логико-дидактический подход (П.В.Копнин; Б.П.Бархаев; Л.М.Перминова); теория множественности «форм» интеллекта (Г.Гарднер); философия дидактики (И.Я.Лернер); критический анализ современных подходов к стандартизации школьного образования.
Стратегически новыми образовательными технологиями реализации концептуального замысла в практике профильного обучения в школе выступают интерактивные и диалогические технологии, обобщенно выраженные в гуманитарных сценариях «выбор», «диалог», «ассоциации и композиции», «театр», «проект» - (Л.Н.Лесохина). Дидактический контекст развивающего обучения предполагает всю палитру реализации развивающей функции обучения, обеспечивающей формирование у субъекта трех видов учебного опыта: опыта усвоения знаний, опыта осуществления целостной деятельности и опыта отношений в познании, преобразовании, развитии (Е.Н. Селиверстова), основы которого заложены исследованиями И.Я.Лернера, И.К.Журавлева.
Принцип взаимосвязи теории и практики, диалектический метод – важнейшие философско-научные основания данной концепции. Социокультурной осью профильного обучения и профильной школы, полагаем, должна быть ось «человек – культура», мысля за этим идеи «человек в системе культуры» и «человек – элемент культуры».
Рассмотрим культурологический подход как базовое методологическое основание профильного обучения и построения профильной школы, используя ключевой термин «предметное поле культуры» (М.С. Каган). Предметное поле культуры представляет собой взаимосвязь двух видов человеческого бытия – материального и духовного. Предметно-культурное поле материального бытия включает: 1) человеческое тело, 2) техническую вещь (технику), 3) социум (общество, место бытия, учреждение). Предметно-культурное поле духовного бытия включает: 1) знания, 2) ценности, 3) проект (как результат обобщающе-синтетической деятельности ума). Бытийность есть предпосылка и условие духовной жизни и деятельности. В этом плане для культурологической концепции профильного обучения изначально определяющим является элемент «человеческое тело», и которое как антропологическая ценность, «заключает» в себе множественность интеллектуальных задатков, позволяющих овладеть языками культуры, познавать, осваивать и преобразовывать действительный мир. Философия культуры стала важнейшим методологическим основанием культурологической теории содержания образования в дидактике М.Н.Скаткин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер и сотр.), разработанная в начале 80-х гг. прошлого столетия.
Множественность форм интеллекта как человеческих задатков (Г.Гарднер) раскрывает человека во взаимосвязи биологических (двигательные, музыкальные), психических (лингвистические, логико-математические, пространственно-образные) и социальных предпосылок (межличностные и внутриличностные задатки), как важнейшего системного условия образования, обучения, воспитания, развития и саморазвития человека.
Профильное обучение основано на возможности развития отдельных задатков, во взаимосвязи общего, особенного и частного/конкретного, обеспечивая социальную, профессиональную и субъектно-личностную адаптацию человека.
В определении сущности профильной школы необходимо отразить факты, сложившиеся достаточно давно в практике образования и обучения. Мы имеем в виду те средние общеобразовательные специализированные (не коррекционные), а также высшие учебные заведения, для поступления в которые необходимым условием является особенная, уникальная организация биологических (анатомо-физиологических) подструктур - зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата, - обусловливающих индивидуальную специфичность зрительного и слухового восприятия, интерпретацию цвета и звука, искусства двигательного самовыражения в области точных наук, искусства, спорта. В сфере культурных ценностей и профессий – это деятельность, непосредственно связанная с математикой, физикой, конструированием (техническим, художественным), музыкой, литературой (в частности, поэзия), живописью (ИЗО), архитектурой и скульптурой; хореография, балет, спорт – предрасполагающие проектирование профиля обучения от «природы» человека, зачастую исключающее альтернативное самоопределение субъекта, и предполагающее систему обучения, задаваемую в профильных / как специальных - общеобразовательных школах: физико-математической, музыкальной, художественной, спортивной, - ориентированных на консерваторию, теоретические кафедры университетов (теоретической математики и теоретической физики), художественные академии и колледжи, вузы физической культуры. Эти школы нередко называют школами для одаренных детей, однако далеко не всегда результаты обучения в таких школах могут рассматриваться как высшие достижения, а выпускники общеобразовательных специализированных школ выбирают иную профессиональную стезю, - однако, как правило, они эффективны и в отношении общего развития ребенка. Обучение в них мыслится учителями, родителями и учащимися как единственно возможный адекватный выбор субъекта. Вероятно, к этому виду ОУ следует отнести и языковые / лингвистические школы для обнаруживших выдающиеся способности к иностранным языкам (таковыми были А.С. Грибоедов, Ф. Энгельс, о котором говорили, что «он заикался на двадцати языках»). Назовем условно такой вид ОУ профильными школами первого вида.
Но есть и другой вид профильных школ как общеобразовательных учреждений, ориентированных на потребности социума, обучение в которых связано в большей степени с углубленным изучением таких дисциплин, как история, обществознание, экономика, экология, анатомия, психология, география, - содержательную основу которых составляют знания, для освоения которых необходимо развитие понятийного мышления, памяти - для запоминания больших содержательно-информационных массивов и умения оперировать ими в процессе выполнения достаточно сложных заданий и задач. Особенность этих знаний в том, что их содержание направлено на познание, описание и объяснение внешнего мира, и для того, чтобы ученик освоил соответствующий профиль, не обязательно иметь склонности и способности к музыке, ИЗО и т.д., - в то время как для обучения в первом виде профильных ОУ требуется развитие специальных задатков: музыкальных, двигательных, логико-математических, пространственно-образных. Обучение в профильных школах аналогичного вида опирается на развитие мышления, способность использовать репродуктивные и творческие умения для работы с разнообразной информацией, мысленно преобразовывать ее, и в итоге - создавать проекты и решения, направленные на сохранение и преобразование окружающей действительности. И обучение, и профессиональная деятельность, связанная с профильными школами этого вида, иначе говоря, допускает вариативный характер работоспособности субъекта, и не всегда высочайшего напряжения умственных и физических усилий. Назовем их профильными школами второго вида. Между этими видами профильных школ существенные различия культурологического характера.
1.Отличие профильной школы I вида от других видов ОУ, имеющих с ней сходство отдельными чертами, является тот факт, что язык реализации специальных способностей (математических, музыкальных, художественных, двигательных) в соответствующих профессиях, а именно: математика, музыка, изображение (рисунок, скульптура и т.д.), танец, спортивные игры и индивидуальные виды спорта (рисунок движения как целостность) – имеют всеобщий в системе обучения, понимания и трансляции характер. Эти языки не требуют лингвистического перевода и адаптации: тексты математические, музыкальные, ИЗО, хореографические, спортивные читаются однозначно в различных культурах, говорящих на разных языках (русском, английском, немецком, китайском и др.)
2. Изображение, запись соответствующих знаков (ноты, линия, фигуры, изображающие движения человека – динамика поз и их взаимных расположений, рисунок движения); чтение их (прочтение и понимание) имеет всеобщее культурное значение / содержание и общий смысл (например, теоремы, музыкальные произведения, танец, виды спорта) в поликультурном мире.
3. Совокупность названных признаков, системных по своей сути, взятых в единстве биологического, психического и социального, - характеризующих человека как биопсихосоциальное существо в культурной антропологии, следует рассматривать как методологические основания построения профильной школы I вида. Это: главный элемент культуры – человеческое тело, формы интеллекта, поликультурность/всеобщность конкретного языка, не требующего специального лингвистического перевода, опыт создания и существование особого вида общеобразовательных специальных как профильных школ и их прямая связь с системой соответствующих вузов (преемственность); способность к самопознанию и творческому самовыражению телесной индивидуальности во взаимосвязи физического, чувственного, интеллектуального и духовного. Специфика освоения программ в профильной школе данного вида – в создании языковых выражений (математических, музыкальных и др.) высочайшей точности, выразительности, завершенности, граничащей с совершенством, - отсюда – ясность выражения замысла: без этого результат каждого конкретного момента не имеет смысла. Результаты обучения в профильной школе I вида (и в соответствующих профессиях) имеют тенденцию к достижению совершенства, приближающего к идеалу; профессиональная деятельность имеет форму предельного самовыражения личности, образовательный процесс осуществляется на этих же принципах. Профильные школы I вида представляют собой ценностноустремленные системы, в то время как профильные школы II вида являются целеустремленными системами (по Р. Акоффу).
4. Профильная школа II вида опирается на развитие у учащихся умений и способностей к познанию и преобразованию внешнего мира /окружающей действительности. Результаты обучения в профильной школе II вида ориентированы на умение создавать проекты в системах «человек – окружающий мир (природа, техника, общество)», направленные на гармоническое, согласованное и сбалансирование, продуктивное взаимодействие человека с окружающим миром. Профессиональная компетентность и нравственный императив – основа результативной профессиональной деятельности. Оптимальное, но не идеальное и совершенное есть результат обучения и образования в профильных школах этого вида. Соответственно, сказанное накладывает отпечаток на отбор учащихся в тот и другой вид профильной школы, на формы и методы обучения и содержание образования. В то же время общим методологическим условием деятельности профильных школ I и II вида является сохранение и развитие тех ценностных и теоретических основ образования, обучения, воспитания и развития, которые обеспечивают фундаментальность, востребованность и конкурентоспособность результатов.
Высшей формой развития профильной школы в системе общего образования является лицейское образование, специфически реализующееся в системе «школа-вуз» как интегрированной, имеющей единое информационное пространство.
Между профильной школой и школой с углубленным изучением отдельных предметов имеются отличия: углубленное изучение отдельных предметов может быть связано с широким спектром мотивов и выбором профессиональных мест самореализации; выбор профильной школы субъектом связан с конкретным и определенным видом профессиональной самореализации. Углубленное изучение отдельных предметов отражает целевой выбор субъекта, обучение в профильной школе связано с ценностным выбором и ценностным самоопределением. субъекта.
Дидактически профиль школы обеспечивается содержанием основного образования, факультативами и элективными курсами, их взаимосвязью с дополнительным образованием, в то время как в школе с углубленным изучением отдельных предметов это условие не является обязательным признаком. В силу сказанного, профессиональный выбор для выпускников школы с углубленным изучением отдельных предметов шире, чем из профильной школы, поскольку достаточно много однородных вузов, факультетов при имеющемся разнообразии и идентичности вузов в системе высшего образования, большей востребованности практикой (наука, производство).
Область духовного (искусство) или связанного с физической культурой (спорт) имеет особенностью зрелищность как способность удовлетворять потребности большого количества людей одновременно либо в длительном (бесконечном) промежутке времени (музей, театр, консерватория, филармония, олимпиады, спартакиады, соревнования и др.); либо выполняются оба условия одновременно (параллельно) в пространстве и времени, - и в этом также особенность профильных школ I вида. Например, инженеров, юристов, экономистов требуется больше, чем дирижеров, певцов, танцоров, художников, легкоатлетов, гимнастов и т.д., так как деятельность первых (инженеров и т.д.) имеет повседневно значимый характер и профессии являются массовыми. Особое место в этом ряду занимает педагогическая деятельность и деятельность учителя, которая «стоит» над всеми другими деятельностями и профессиями в силу всем понятых причин.
Учебные программы профильной школы связаны с программами соответствующих вузов (содержание образования в профильной школе «перекрывается» с содержанием образования вузов соответствующего направления).
Государственное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1328
осваивает два профиля: социально-экономический и социально-гуманитарный, - и
развивается как целеустремленная система, хотя в этом варианте реализации
модели профильной школы настойчиво проводится тенденция ко все более глубокому
личностному самоопределению и выбору профиля на основе ясного и точного
понимания своих предпочтений и ограничений, то есть на основе самопознания. В
этом главная роль отводите; самому ученику путем специальной организации
содержания образования. Конструирована содержания образования в ГОУ СОШ № 1328
осуществляется как бинарная интегративная система. (Л.М.Перминова), основу
которой составляют две теории содержания образования культурологическая (М.Н.Скаткин,
В.В.Краевский, И.Я.Лернер и сотр.) и личностно-деятельностная (В.СЛеднев).
Содержание образования в школе №1328 представляет собой систему, охватывающую
основное, дополнительное образование и содержание воспитания в системе
воспитательной работы - размещающиеся в бинарной интегративной системе, которая
позволяет рассчитать и выстроит индивидуальный образовательный маршрут
учащегося:
1) с учетом взаимосвязи базовых дисциплин, профильных предметов и
элективных курсов,
2) обеспечить культурологическую полноту состава содержания
образования, включающего а) знания, б) способы деятельности по сохранению
добытой человечеством культуры, в) опыт творческой деятельности и г) опыт
эмоционально-ценностного отношения к действительности;
3) обеспечить видовую
полноту инвариантных видов деятельности - познавательной, коммуникативной,
ценностно-ориентационной трудовой, эстетической, физической;
4) сознательное
восхождение к общезначимым человеческим ценностям - Истине, Общению,
Человеческим добродетелям, Творчеству, Красоте, Здоровью;
5) сформировать
адекватно интересам, возможностям и способностям личностный опыт ученика, - г
также успешно решать проблему формирования функциональной грамотности и
социальной компетентности у школьников.