Спирина Татьяна Венедиктовна
Современному обществу нужны люди, способные решать проблемы, возникающие в постоянно и быстро меняющемся мире, а значит люди, способные мыслить критически, т.к. именно «критический стиль мышления является неотъемлемым атрибутом современной личности, необходимым условием ее успешного социального и профессионального функционирования…»[1].
«Критический стиль мышления предполагает в своей основе сформированность у человека умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности»[2]. Особенно важной представляется профессиональная рефлексия, включающая умение выбирать, проектировать и реализовать профессиональные стратегии, умение осуществлять профессиональную самодиагностику, умение оценивать степень посильности выполнения предлагаемых и выбираемых самостоятельно профессиональных задач.
Для системы высшего образования становится актуальной дальнейшая разработка приемов и методов формирования критического мышления у преподавателей и студентов высших учебных заведений, являющихся субъектами образовательного процесса.
Перспективные пути решения данной проблемы мы связываем с внедрением в практику образовательного процесса рефлексивной модели образования, предполагающей
- субъектную позицию участника образовательного процесса;
- наличие профессионально и личностно значимой проблемы в обучении;
- обучение посредством получения опыта деятельности;
- специально структурированные способы взаимодействия субъектов образования;
- интеграцию ИКТ в образовательный процесс.
Дидактической основой модели является интеграция педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.
Примером такой модели является дистанционная модель обучения на основе Интернет-технологий, основой которой являются электронные учебные курсы, направленные на развитие критического мышления обучающихся, активизации их познавательной деятельности, развитие «надпредметных» компетентностей, формирование субъектной позиции студента.
Учебный курс состоит из учебных модулей, которые в свою очередь делятся на учебные темы.
Структура учебного материала:
• Название темы.
• Основные понятия.
• Условные обозначения.
• Задания до чтения текста.
• Задания по ходу чтения текста.
• Задания после чтения текста.
• Литература.
Данная структура учебного материала организует работу студентов в определенной логике, предполагающей их интерактивное участие в учебном процессе. Интерактивное взаимодействие обучающихся основано на использовании субъектного опыта участников процесса обучения, мотивированной познавательной деятельности обучающихся, рефлексивном взаимодействии участников учебного процесса. Учебный курс позволяет:
• получить информацию об объектах и явлениях, изучаемых в конкретной образовательной области;
• с помощью вопросов и заданий вступить в диалог с автором текста через текст, с другими студентами, обучающимися по данному курсу, чтобы осмыслить, оценить полученную информацию, соотнести свою интерпретацию текста с мнениями других, в результате чего выработать определенную позицию по данному вопросу.
Этому способствует система заданий, размещенных в учебных модулях для работы с информацией: задания до чтения текста, предназначенные для актуализации имеющихся знаний по теме и мотивации к последующему получению новой информации; задания во время чтения текста, определяющие приемы работы с текстом с целью их восприятия, понимания и анализа, необходимые для первоначального осмысления новой информации; задания после чтения текста, позволяющие глубоко и целостно осмыслить прочитанное, сопоставить новую информацию со своим субъектным опытом и опытом других обучающихся.
Организация учебного процесса согласно рефлексивной модели обучения основывается на следующих позициях:
- при долговременном чтении теряется внимание, слабеет интерес, снижается уровень понимания; приемы работы с текстом, используемые в учебном курсе, поддерживают необходимый уровень внимания и интереса;
- приемы, используемые при составлении заданий до, во время и после чтения текста, призваны организовывать процесс мышления обучающегося, а также могут быть материалом для диагностики этого процесса со стороны преподавателя;
- тексты, используемые в создаваемых учебных курсах, могут быть неадаптированными, что на наш взгляд позволяет обеспечить осмысление и оценку новой информации, исключая влияние мнения преподавателя на этот процесс;
- обучающиеся получают возможность освоить различные методы и приемы работы с информацией, для того чтобы в дальнейшем применять их в процессе самообразования; это становится возможным благодаря тому, что эти методы и приемы осваиваются обучающимися в процессе их «проживания» по ходу работы с учебным курсом;
- взаимодействие обучающихся может осуществляться через общение на форуме, участие в Интернет-семинарах и конференциях.
Особое значение имеет возможность осуществления взаимодействия субъектов образовательного процесса средствами интерактивных элементов сайта: электронной почты, форума, Интернет-семинара, Интернет-конференции. С помощью электронной почты и форума обучающиеся могут инициировать процесс общения с другими субъектами образовательной деятельности, задавая собственные темы для объсуждения. Мы полагаем, что вопросы до чтения текста, во время чтения текста и после чтения текста должны мотивировать обучающихся к их обсуждению и поиску решения возникающих проблем. На семинарах и конференциях инициатором тем для обсуждения выступает преподаватель, ведущий тот или иной учебный модуль.
Рефлексивная модель обучения предполагает, что у обучающихся будет происходить осознание субъектного опыта, в большей степени проявится умение анализировать изменения, происходящие в современном мире, умение определять критерии успешности собственной образовательной деятельности, умение планировать и конструировать собственную образовательную траекторию, выбирать приемы и методы работы с информацией, корректировать цели и способы образовательной деятельности, умение пользоваться методами рефлексии собственной деятельности. А это и есть признаки развития рефлексии, а, следовательно, и критического мышления обучающегося.[3]
Литература:
1. В.А. Попков Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. – М, 2001, с.5.
2. Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб, 2002, с.13-14.
[1] В.А. Попков Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. – М, 2001, с.16.
[2] В.А. Попков Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. – М, 2001, с.5.
[3] Ю.Н. Кулюткина и И.В. Муштавинской «Образовательные технологии и педагогическая рефлексия»