Актуальные проблемы современной дидактики.

Шалыгина Ирина Владимировна

Отвечает ли современная дидактика вызовам сегодняшнего дня? На мой взгляд, на определенном этапе дидактические исследования опережают практику и, опередив, вынуждены замереть, пока не найдутся адекватные технологические решения, чтобы теория и практика начали взаимодействовать. Покажу это на примере двух дидактических идей.

Первая связана с культурологической концепцией содержания образования и типологией методов, разработанной И.Я.Лернером. Главный аргумент критиков вот уже на протяжении 30 лет - «если вы такие умные, то почему ваши идеи не используются в практике?». Действительно, никто не спорит, что у ученика надо формировать опыт творческой деятельности, но мало кто из педагогов использует проблемные методы обучения – проблемное изложение, частично-поисковый, поисковый (исследовательский). На мой взгляд, основное препятствие в использовании методов проблемного обучения сегодня лежит уже не в области педагогического сознания, а в области педагогических технологий. Как сделать так, чтобы эвристическая беседа не затянулась по времени и не заняла весь урок? Как создать проблемную ситуацию и поддерживать ситуацию диалогического взаимодействия? Технологически трудность заключалась в том, что сам учитель являлся источником новых знаний, организатором диалога и одновременно его равноправным участником. Неудивительно, что совмещать эти функции и позиции удавалось единицам. Эвристическая беседа на уроке разлезалась по швам. На мой взгляд, это пример, когда дидактическая идея провисает из-за того, что она опережает технические решения.

Решение пришло оттуда, откуда его никто не ждал. Появилось средство обучения, которое не имеет общепринятого названия, мы его назовем мультимедиалекцией. Это электронное дидактическое средство обучения, которое представляет собой небольшой фрагмент учебного материала в форме художественного, документального, игрового видеоизображения, анимированной иллюстрации, карты, схемы, сопровождающийся дикторским текстом. Таким образом, учитель получил для эвристической беседы нового собеседника, носителя нового содержания. Другая смысловая позиция как «другой голос» в теории диалога просто материализован в форме голоса диктора. Этой точке зрения можно адресовать вопросы, можно прогнозировать его логику или логику развития культурных, исторических, естественных процессов, которые представлены в видеоряде.

Итак, в эвристической беседе у учителя остается функция проблематизации содержания, управления диалогом. Мультимедиалекция имеет инструменты управления, с помощью которых можно прервать воспроизведение, продолжить его и т.п. Обозримое время воспроизведения мультимедиалекции (1,5-2 минуты) и собственный хронотоп позволяет учителю удерживать границы эвристической беседы и ее высокий темп. Таким образом, использование электронных дидактических средств обучения позволяет говорить в втором рождении методов проблемного обучения, когда теоретическая идея обретает почву для реализации.

Вторая дидактическая идея оформилась на волне гуманизации и гуманитаризации образования в начале 90-х годов и связана с поиском дидактических моделей обеспечения выбора учеником индивидуальной образовательной траектории. Из запасников были извлечены зарубежные модели внешней и внутренней дифференциации, тьюторства. Были выработаны общие требования, принципы, условия, рекомендации по изменению учебного плана школы и способам разделения учащихся на учебные группы. Эти предложения были нетехнологичными, т.е. увеличивали объем организационной работы в школе, увеличивали нагрузку на учителя, который вынужден был взять на себя функции разработчика учебных программ, учебных материалов. Несмотря на вал публикаций по этой проблеме, современная школа так и не получила работоспособных и эффективных дидактических моделей, обеспечивающих данную образовательную потребность. Казалось бы, налицо неспособность дидактов ответить на запросы практики. Во многом решение задачи находится в области содержания образования, в котором и реализуются индивидуальные выборы аспекта и глубины изучения учебного предмета, темы, вопроса темы. Ведь индивидуальная образовательная траектория это, прежде всего, личные вопросы ученика к социальному опыту, накопленному человечеством, и индивидуальный путь поиска ответов на эти вопросы. На мой взгляд, причина «молчания» дидактов лежит за рамками дидактики - в области технологий хранения и передачи информации. Учебная книга как основной носитель содержания образования являет собой линейный способ предъявления учебного материала, кроме того, имеет четкие границы, материализованные в виде картонных обложек учебника. Практически, вся работа с индивидуальными образовательными траекториями это работа учителя (тьютора) и ученика по преодолению линейности традиционного учебника и выходу за его границы.

Ситуация изменилась, когда для школы были разработаны электронные информационно-образовательные среды, которые представляют собой сочетание электронных образовательных ресурсов (медиатеки, энциклопедии, уроки) и инструментов для управления этими ресурсами (поиска, отбора, представления). По своему объему образовательные ресурсы такого средства обучения принципиально избыточны. Но именно эта избыточность и позволяет обеспечить возможность выбора уровня и глубины изучения учебного материала, при этом избежав перегрузки. Как средство обучения электронная информационно-образовательная среда обретает ту структуру, границы и содержательное наполнение, которое задают субъекты (конкретный ученик, учебная группа, конкретный учитель). Предвижу, что в ближайшее время дидактика сможет предложить нашей школе эффективные и технологичные решения индивидуализации и дифференциации обучения, а перед разработчиками электронных средств обучения будут поставлены новые задачи.

Именно эти размышления подвигли меня к выводам, что перспективные исследования в дидактике лежат в области использования электронных информационно-образовательных сред и образовательных технологий на основе использования электронных дидактических средств обучения. Именно сейчас могут быть соединены дидактические и технические наработки, которые дадут качественно новый результат.

Запчасти фольксваген туарег и пассат новые оригинальные и новые не оригинальные Обратившись в наш интернет-магазин, вы получите профессиональные консультации, безошибочный подбор запчасти для вашей Киа по электронному каталогу ETKA EUROPE и гарантированное качество купленной детали. Сегодня купить Автозапчасти Фольксваген не составляет труда, предложений более чем достаточно. Вывески "запчасти киа" сегодня можно увидеть на любом авторынке.