Открытая образовательная среда. Общие положения.
На протяжении последних лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в образовательную практику принципов открытого образования и технологий дистанционного обучения.
Характерными признаками открытого образования являются:
- открытое поступление в высшее учебное заведение (политика "открытых дверей");
- открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы);
- свобода в выборе:
- преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг);
- времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);
- места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).
Выделяют три основных вида дистанционных образовательных технологий.
- Кейс-технология - учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор ("кейс", "портфель"), пересылаются (передаются) обучаемому для самостоятельного изучения и последующего периодического обращения за разъяснением к специально подготовленным преподавателям-консультантам (тьюторам или инструкторам) в созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах, отделениях, представительствах или пунктах.
- TВ-технология - использование телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-консультантов по месту жительства обучаемых, по телефону, по сети Интернет;
- Сетевая технология - использование сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
Модели учебных заведений, применяющих сетевые технологии обучения:
- Первая категория - базовая (локальная) модель, ориентированная на обеспечение потребностей отдельного учебного заведения (его филиалов и представительств) и не ориентированная, как правило, на интеграцию с иными учебными заведениями.
- Вторая - брокерская модель, фактически являющаяся организационно-технологическим объединением (ассоциацией, консорциумом) самостоятельных учебных заведений, работающих на добровольной основе и в рамках согласованных (единых) корпоративных стандартов.
- Третья - виртуальная модель, когда учебные заведения нового типа ориентированы на работу только в сетевой среде Интернет.
Вторая модель по условиям ее создания обеспечивает единый тип интерфейса всех категорий пользователей, универсальную структуру пользователей и их прав, единые форматы хранения информации, технологии работы и многое другое, что позволяет простыми средствами интегрировать накопленные в системе образования научно-методический, кадровый и производственный потенциалы, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры системы образования на основе:
- требований образовательного стандарта;
- общих педагогических, методических и технических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам;
- единой универсальной информационно-образовательной среды системы образования;
- рекомендаций международных или национальных стандартов и рекомендаций;
- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие перспективной системы образования в целом;
- координации функционирования системы.