Согласно концепции управления образованием "…для новой образовательной системы, возникающей в процессе преодоления мирового кризиса образования, характерны следующие основные черты.
Расширение самого понятия образования путем снятия его отождествления с формальным школьным обучением и трактовки любой деятельности, которая имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков, как образовательной
В новой системе функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школа; важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия.
В основе новой образовательной системы - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии хранения, обработки и передачи информации, которые дополняются традиционными информационными технологиями.
Для новой образовательной системы характерно становление и утверждение рыночных механизмов, формирование и развитие рынка образовательных продуктов и услуг.
Глобальность - отличительная черта новой образовательной системы и процессов ее становления.
Новая образовательная система возникает как система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания непрерывного образования человека в течение всей его жизни
Такая характеристика возникающей новой системы образования выявляет чрезвычайную сложность и противоречивость процессов ее становления и развития Их ход во многом зависит от того, насколько эффективные методы будут применяться в управлении этими процессами".
Для того чтобы эффективно управлять сложной системой, необходимы оперативные сведения о ее состоянии, необходимо наличие методов анализа ситуации, планирования и прогноза.
В небольшом регионе, в таком, где все населенные пункты легко достигаемы из столицы, проводить и контролировать управленческие решения относительно не сложно. Иное дело - Россия, где расстояния и бездорожье "удачно" сочетаются со столь специфическими характерными (см. гл. 2) чертами образовательной структуры.
Ситуация изменилась с появлением Интернет.
В условиях быстрого расширения множества информационных технологий, стремительного развития инструментальных средств важной задачей управления технологической составляющей современного образования является МОНИТОРИНГ развития компьютерных и телекоммуникационных технологий, т. е. сбор и актуализация информации о разработке новых технологий и их использовании в образовании.
В качестве основных источников информации для проведения такого мониторинга можно выделить следующие:
Информация, размещенная на следующих Web-страницах, может оказать существенную помощь при мониторинге технологий, применяемых в современном образовании:
С одной стороны, исчезают географические рамки образовательных учреждений, с другой - действующие комитеты и комиссии по образованию получили мощные рычаги воздействия на направления и качество образования. Аккумулируя и анализируя сведения об успехах учащихся и выпускников учебных заведений, они создают общую картину (ведут мониторинг) образования в подведомственных регионах и, демонстрируя ее в Интернет потенциальным абитуриентам и работодателям, оказывают решающее влияние на региональные образовательные рынки.