СДО: шестьдесят первых шагов.
Создавая СДО, следует поступать в такой последовательности:
- Провести анализ исходного состояния:
- определить проблемы существующего процесса обучения;
- определить вероятные пути разрешения проблем средствами ДО;
- исследовать состояние социального заказа и востребованность ДО, определить вероятных потребителей услуг и их потенциал (количество учащихся, платежеспособность, территориальное распределение, перспективы получения рабочих мест и пр.);
- провести анализ потенциала учебного заведения для создания СДО, учет научно-методических, технических, кадровых возможностей;
- провести анализ готовности потребителей адекватно воспринимать ДО.
- Сформировать политику в области ДО - систему согласованных взглядов руководства и коллектива по ключевым направлениям внедрения, основанных на
- учете требований законов и нормативных документов по организации подготовки специалистов на основе СДО,
- оценке необходимости развития материально-технической базы вуза,
- учете традиций учреждения,
- стремлений коллектива к совершенствованию образовательного процесса и его готовности к инновационной деятельности,
- оценке роли и места учебного заведения в системе образования,
- сохранении преемственности в методах осуществления образовательной деятельности на основе последних достижений науки и техники,
- обеспечении лидерства в определенных направлениях.
- Определить задачи, для решения которых создается СДО, которые соответствуют общим целям образовательной деятельности и вытекают из политики учреждения и государства. Задачи имеют долгосрочный характер, формулируются конкретно, на основе принципиальной преемственности (обязанностей руководства, деятельности учреждений). При этом следует:
- определить, что планируется достичь в результате внедрения системы,
- определить сроки и графики создания и внедрения,
- выявить (предположить) условия создания СДО и последующего внедрения новых образовательных технологий,
- оценить потенциал субъектов управления по внедрению СДО,
- определить способы решения поставленных задач.
- Определить стартовую базу СДО (территория, оснащение).
- Создать основу организационной структуры, которая будет решать все вопросы, связанные с созданием и внедрением СДО;
- Создать план создания, внедрения, развития СДО;
- Подготовить и издать приказ об открытии ЦДО;
- Определить штат ЦДО и функциональные обязанности сотрудников, принять соответствующие финансовые документы.
- Определить пути контроль выполнения обязанностей сотрудниками СДО, особенно в части, связанной с объективностью контроля успеваемости учащихся;
- Принять смету расходов. Смета расходов СДО предусматривает расходы на оплату
- труда штатных и привлекаемых сотрудников,
- приобретения оборудования и аренду,
- приобретения учебных пособий и программно-методических средств,
- командировок сотрудников в иные ЦДО и на конференции,
- мероприятий по обучению специалистов,
- рекламных мероприятий,
- проведения конференций и семинаров,
- проведения конкурсов на создание новых средств ДО,
- приглашения специалистов для обучения персонала и наладки техники,
- представительских расходов,
- накладных расходов,
- налоговых сборов.
Опыт российских СДО показывает, что для выхода на начальное самофинансирование необходимо набрать не менее 150 - 200 студентов. - Подготовить договорную и нормативно-правовую базу (образцы договоров, сертификатов, дипломов);
- Осуществить подбор технических специалистов СДО и обеспечить их обучение;
- Определить преподавателей, работающих по программам ДО первого этапа, определить объемы и периодичность оплаты их труда;
- Определить и подготовить тьюторов;
- Подготовить и приступить к проведению мероприятию по лицензированию и аккредитации ЦДО и его территориальных представительств;
- Осуществить лицензирование деятельности и сертификации всех элементов СДО -
- преподавателей,
- технических средств,
- средств связи,
- программных средств;
- Направить ведущих сотрудников ЦДО в крупные центры, где СДО уже функционируют, для приобретения опыта;
- Оборудовать помещение ЦДО и подключить его к Internet;
- Обеспечить технологии обучения на основе локальных сетей;
- Согласовать свои действия с Министерством образования и войти функционально в формирующуюся федеральную СДО;
- Отладить процесс руководства структурными подразделениями и организации их взаимодействия;
- Отработать систему процедур управления электронной документацией СДО;
- Организовать бесперебойную работу телекоммуникационного центра СДО;
- Внедрить программно-методический комплекс СДО;
- Организовать научно-методическую комиссию (совет) СДО;
- Организовать дидактическое обеспечение СДО;
- Организовать управление разработкой и внедрением обучающих систем;
- Создать и внедрить системы контроля успеваемости и анализа успешности обучения;
- Создать систему информационной безопасности СДО.
- Обеспечить обмен опытом в рамках научно-методических конференций и семинаров и его обобщение в инициативных НИР и публикациях;
- Обеспечить проведение конкурсов на разработку учебников и методик ДО;
- Организовать маркетинг ДО (реклама услуг, поиск организаций для сотрудничества, потенциальных обучаемых и т. п.);
- Принять участие в разработке ГОС связанных с СДО;
- Принять участие в развитии стандартизации и сертификации элементов дистанционного обучения в сотрудничестве с органами Госстандарта.
- Определить перечень учебных программ ДО первого этапа;
- Определить пункты ДО в территориях и их штат,
- Провести мероприятия по приему людей в штат ЦДО;
- Провести экспертизу работоспособности линий связи. Предпринять шаги к выяснению перспектив развития связи на территории;
- Провести тендер между компьютерными фирмами на предмет крупной закупки техники для ЦДО и представительств. Договор с фирмой должен быть долговременным характер и предусматривать как гарантийные обязательства, так и возможность отказа от услуг фирмы;
- Распределить траты средств на закупку техники на несколько этапов. Это повысит эффективность вложения средств и дисциплинирует поставщика;
- Приступить к реализации плана закупок;
- Определить круг необходимых учебных пособий и действия для их создания и приобретения (закупка, тиражирование, заказ на создание);
- Приобрести необходимые электронные пособия и тестирующий комплекс;
- Начать работы по самостоятельному созданию электронных учебных пособий;
- Определить ценовую политику и правила оплаты стоимости обучения. При этом следует ориентироваться на введение
- адаптированной к региональным условиям системы скидок,
- распределенности оплат по времени,
- дифференцированности оплат по достижениям (стимул повышения качества),
- распределенности оплат по услугам;
- Определить смету доходов и скоординировать ее со сметой расходов;
- Построить договорные отношения с предприятиями, нуждающимися в обучении и повышении квалификации персонала. Это наиболее перспективный путь развития контингента учащихся;
- Помните, что иногда руководство предприятий может не подозревать того, что вложенные в обучение средства окупаются разными путями. Научите этому сначала руководителей;
- Сформулировать условия обучения и требования к абитуриентам. Опубликовать условия в СМИ и региональных справочниках;
- Спланировать и начать долговременную рекламную кампанию. Рекламную кампанию следует делать целевой, ориентироваться на службы трудоустройства населения и крупные предприятия. Следует оснастить рекламные объявления и акции нестандартными деталями, привлекающими внимание целевой аудитории;
- Формализовать технологию набора учащихся на территории региона;
- Объявить набор учащихся;
- Создать круглогодичную систему набора и формирования "виртуальных" учебных групп студентов. Осуществить набор студентов;
- Начать учебный процесс.
- Вести мониторинг учебного процесса, внося оперативные изменения, основанные на опыте коллег и своих наблюдениях.