Согласно взглядам ряда авторов (см. напр.: Нестеров А. В., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю. Информационные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие, - СПб.: Издательство ООО "Книжный дом", 2003 - 340 с ), ДО должно основываться не только на общих принципах обучения, но и на специфичных, основанных на свойствах ИТО:
Принцип интерактивности
Обеспечение взаимодействия преподавателей и обучаемых через специфическую дидактическую среду - в синхронном и асинхронном режимах.
Принцип стартовых знаний
Для эффективного проведения занятий в ДО необходимы некоторые стартовые знания, начальный уровень подготовки потребителей образовательных услуг ДО в области ИТ. Необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интернет, но и обладать минимальными навыками работы в сети.
Принцип преобладания самостоятельной работы
Функция преподавателя в СДО заключается в
Принцип регламентарности
Необходимо тщательно планировать процесс обучения - для обеспечения постоянного стимулирования обучаемого, поддержания высокого уровня его текущей мотивации, а в результате - для повышения эффективности обучения.
Принцип педагогической целесообразности применения средств ИТ
Требуется педагогическая оценка каждого шага проектирования, внедрения и функционирования СДО.
Принцип открытости и гибкости обучения
Вместе обучаются люди разного возраста и начального уровня подготовки. Демпфером для выравнивания является дидактическая среда. СДО некритична к расстоянию и графику учебного процесса.
Принцип толерантности
Проектируемая система ДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые ИТ станут не инородным элементом в традиционной системе образования, а будут интегрированы в него. ДО может стать частью очного обучения, как одна из технологий.
Принцип приоритетности педагогического подхода
Проектирование СДО начинается с разработки теоретических концепций и создания дидактических моделей. На первый план необходимо ставить не спешное внедрение ИТ, а содержательное наполнение учебных курсов и дидактически обоснованную разработку образовательных услуг.
Принцип интегративности
Вся информация СДО (учебная, контрольная, экономическая, нормативная, административная и т. д.) сконцентрирована, взаимосвязана и удобна для комплексного применения в образовательном процессе.
Принцип информационной безопасности
Необходимость мер по сохранению целостности и конфиденциальности учебной информации, разграничению доступа и идентификации пользователей.
А. В. Хуторской предложил иную формулировку принципов ДО. Сформулированные им принципы характеризуют ту область учебного процесса, которая плотно связана с Интернет. Мы здесь приводим их вариант, придерживаясь текста книги Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с., в несколько измененных формулировках.
Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации учащегося, который не был предварительно подготовлен к продуктивной деятельности. Учащийся, входящий в океан Интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. Креативная позиция учащегося, предупреждающая "впитывание" неотфильтрованной информации, - необходимое условие ДО. С целью реализации этого условия, необходимо придерживаться следующих педагогических принципов:
Продуктивная ориентация ДО
Главная цель Интернет-занятий - создание учащимися собственных творческих продуктов в изучаемых областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения результатов.
Индивидуальная ориентация ДО
Организация проектов, олимпиад и других составляющих ДО происходит с опорой на индивидуальность, подготовленность и мотивированность.
Открытость содержания ДО
Взаимодействие с образовательными массивами и удаленными участниками учебного процесса развивает универсальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе.
Приоритет деятельностного содержания перед информационным
Традиционное содержание образования концентрируется в учебниках и пособиях, основное назначение которых - трансляция фиксированного содержания. Возрастание объема ресурсов, возможность быстрого доступа к достижениям человечества меняют содержание образования. Значительный объем и доступность информации в Интернет не требуют от ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятельность, на технологию создания планируемой образовательной продукции.
Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий
Цели, содержание, формы и методы обучения должны соответствовать особенностям технических, программных и технологических компьютерных средств. Необходима алгоритмизация дистанционной деятельности, ее интеграция с организационно-управленческой образовательной деятельностью. Система организации дистанционного взаимодействия удаленных друг от друга участников учебного процесса направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, взаимопонимания, развития навыков коммуникации, на адекватную оценку результатов.
Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности
ДО не предполагает 100-процентного пребывания за компьютером. Так, в дистанционном курсе естествознания учащиеся изучают живых моллюсков у себя в аквариумах, обмениваются результатами наблюдений, отыскивают и систематизируют информацию.
Приоритет деятельностных критериев оценки
Существующая система очного образования приводит к тому, что лидерами посещаемости среди сайтов являются коллекции рефератов и готовых контрольных работ, а не "коллекции образовательных инструментов". Использование чужих рефератов определяется несовершенством требований традиционной системы образования, в которой проверяется отчужденный от учащегося продукт, а не его собственные образовательные изменения. Проверке подлежат не информационные, а деятельностные результаты обучения. Очный зачет и дистантный экзамен строится на заданиях типа: "Опишите способы достижения полученных вами результатов". Подобная система контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например реферат, который может быть "взят из "коллекции рефератов", а личную деятельность ученика, характеризующую его образовательные приращения.
Авторитет убивает свободу исследования,
свобода исследования убивает авторитет
Дистанционные курсы, проекты и другие формы обучения, разрабатываемые на основе перечисленных выше принципов, направлены на творческую самореализацию, на выработку индивидуальных траекторий обучения, на формирование пространственного мировоззрения.