Две дюжины особенностей российской системы образования и Интернет.
Исследователи отмечают уникальное сочетание особенностей системы образования России:
- магическая способность к выживанию, восстановлению и воспроизводству;
- высокая устойчивость по отношению к нововведениям (консерватизм) в сочетании со стремлением к педагогическому изобретательству;
- разнородность и терпимость в сочетании со стремлением к централизации и регламентации;
- культ критики и самокритики;
- превалирование "женского" начала;
- консерватизм;
- смешение (патологическое неразличение) гуманизации и гуманитаризации;
- интернационализм;
- культ роста качества и количества передаваемой учащимся информации;
- стремление к фундаментальности передаваемых знаний;
- стремление к одновременному упрочению связей с научными и производственными структурами;
- неспособность к длительному поддержанию деловых связей с партнерами;
- концентрация прав у администрации образовательного учреждения в сочетании с реальным отсутствием их у учащихся и педагогов;
- образование - один из основных экспортных продуктов России;
- недостаток реальных связей со сферой производства и бизнеса;
- низкий общественный статус учителя и глобальные государственные планы о его подъеме;
- стремление к первоочередному обеспечению (компьютерная техника, ремонт помещений) руководства учреждений;
- отсутствие стремления руководителей учреждений к самостоятельному повышению квалификации в области информационных технологий;
- пацифизм;
- патриотизм;
- жесткая государственная регламентация, приводящая к бессилию администрации образовательного учреждения в ключевых вопросах: увольнение и прием на работу, контроль качества, оплата труда, реформа учебного процесса;
- культ альтруизма;
- высокая взаимозаменяемость педагогов;
- стремление к распространению влияния во все сферы человеческой деятельности (школа - центр культуры),
и др. На взгляд иностранца, многие из этих особенностей противоречат друг другу. Многими из них не прочь обзавестись развитые страны, поскольку именно с наличием их связывают феномен технического и научного взлета России в середине двадцатого века, а с нивелированием некоторых из них - последовавший вслед за этим упадок.
Многими из перечисленных особенностей обладает и Интернет. Может быть, именно поэтому мы наблюдаем сейчас лавинообразное появление множества образовательных сайтов на российских серверах. Многие из этих сайтов создаются и сопровождаются более из альтруистских соображений, чем из соображений выгодности; многие вообще созданы без надежды на деловой успех. Часть этих проектов находит финансирование из-за рубежа.
Наиболее известный источник средств поддержки российских образовательных проектов в Интернет - Институт "Открытое общество" (фонд Дж. Сороса). Деятельность Института "Открытое Общество", заслуживающая отдельного историко-философского рассмотрения как феномен современности. Есть и другие источники (см. Приложения).
Сравнительно слабо с финансовой точки зрения пока выглядят Интернет - проекты, продвигаемые Министерством образования России.