Границы между формами и технологиями стираются и возникают вновь. Студенты-очники предпочитают осваивать большую часть учебного материала дистанционно, в то же время консультации для студентов-дистанционников превращаются самими же преподавателями в традиционные аудиторные лекции.
Люди предпочитают самостоятельно выбирать себе преподавателей, пользуясь рекомендациями старших коллег, соседей и пр. Одного преподавателя ему порекомендуют в одном вузе, другого - в другом. Как быть, как реализовать желания и свободу выбора одновременно?
Форма (технология) получения образования, когда студент одну дисциплину изучает в одном университете, а другую - в другом, называется открытой. Иногда студенты, обучающиеся в открытой форме, изучают дисциплины на разных языках и в университетах разных стран. Специально для таких случаев между университетами заключаются договоры о взаимном признании кредитов (т.е., по-русски, записей в зачетных книжках). Заключившие такие договоры университеты объединяются в ассоциации, корпорации и пр. Эти межуниверситетские объединения давно стали международными.
ЮНЕСКО рекомендует университетам развивать открытые формы обучения, как наиболее гуманистические и соответствующие духу времени.
Статистические геоинформационные исследования показывают, что образование становится все более открытым, а люди все более часто предпочитают самостоятельно выбирать и менять форму обучения (смешивать формы). Современные дистанционные технологии обучения (т.е. самостоятельное обучение с помощью компьютерных средств, ресурсов и средств Интернет) становится все более популярными и продуктивными.
В России существует формальный запрет на обучение в университете лиц, не имеющих законченного среднего образования. Ниже мы расскажем о том, как непротиворечиво преодолеть эту формальность с помощью дистанционных технологий.
Российское законодательство не разрешает учиться некоторым специальностям дистанционно. Как, впрочем, и в других странах. В официальный список запретов входят, например, медицина, экспериментальные химия и физика - т.е. те специальности, где студент должен пройти цикл лабораторных работ и исследований под непосредственным руководством преподавателя. Это не вызывает возражений - плох врач, не работавший в операционной, и плох физик, не умеющий паять. Есть научные коллективы, работающие над созданием компьютерных тренажеров, которые помогли бы преодолеть ситуацию, помочь студентам пройти дистанционно циклы лабораторных работ без существенного ущерба знаниям и умениям. Их изделия давно обсуждаются и подвергаются критике на научных и методических конференциях. В сценариях этих изделий важно не перейти грань, где, с одной стороны - студент действительно измеряет и обсчитывает результаты, а с другой - нажимает пару кнопок и результат "выползает" сам. Ясно, что во втором случае все будет красиво и бесполезно.