Успехи теории диссипативных структур вселяют надежду, что подробный анализ проблемы поможет выработать и более конкретные рекомендации.
По-видимому, частью черт будущей Российской образовательной структуры станут:
и др. Естественно, что следует остерегаться здесь безоглядности. Да российские педагоги этого и не позволят. Неосторожность во внедрении новых технологий может привести к выхолащиванию из учебного процесса многого из того, чем славна Российская образовательная система.
Уместно здесь привести известный парадокс. Американские управленцы иногда признаются, что считают для себя близкой к идеалу образовательную ситуацию в России 50-х - 60-х годов двадцатого века.
Именно тогда выпускники российских школ и вузов сделала грандиозный технологический и научный рывок. Именно тогда и учебные программы, и общий настрой российских педагогов наиболее способствовали прогрессу общества.
Нововведения в российской школе, произошедшие за последние два десятилетия - гуманитаризация учебных планов, снижение требуемых уровней специальных и естественнонаучных знаний - вместе с сопутствующими политическими процессами негативно повлияли на технологический и научный прогресс в России.
Можно долго говорить и о российском дореволюционном гимназическом образовании, далеко обошедшем в своем качестве образование многих стран и сформировавшем внушительную часть мировой когорты нобелевских лауреатов.
Странно, но противопоставление естественного и гуманитарного циклов в российских и американских образовательных учреждениях в ущерб первому продолжается. "Умом Россию не понять", а прагматичные американцы предпочитают нововведениям приглашение к себе на рабочие места готовых российских специалистов.
Таким образом, налицо парадокс управления образованием: американцы хотят переломить ситуацию, но не могут, а россияне - могут, но не хотят.
А, может, Интернет - породивший реструктуризацию управления образованием и новые качества учебных программ - станет панацеей, даст решение этого парадокса?