СДО: контроль и коррекция развития.
Контроль и корректирующие действия в СДО тесно связаны с другими этапами управления и заключаются в том, что по результатам контроля цели и планы применения ДО могут уточняться и корректироваться. То есть, контроль - это не только средство минимизации отклонений от цели, но и способ выявления ошибок в самих целях.
Организация контроля в СДО разбивается на несколько направлений, среди которых:
- контроль соответствия поставленным целям по критериям, выбранным в процессе целеполагания;
- контроль усвоения содержания обучения;
- контроль успешности обучения;
- контроль качества элементов СДО;
- мониторинг СДО - сбор данных о динамике СДО, прогнозирование ее параметров;
- контроль психолого-педагогических характеристик СДО.
В соответствии с этими направлениями на подсистему контроля СДО возлагаются задачи:
- диагностирование текущего и итогового уровня подготовленности обучаемых, степени сформированности у них профессионально-важных и личностных качеств;
- оценка организационного, методического, научного, психолого-педагогического, материально-технического и других видов обеспечения СДО;
- оценка деятельности преподавательского состава, качества преподавания, соответствия технологии обучения целям и содержанию подготовки;
- выявление проблем, причин и следствий снижения уровня качества обучения;
- стимулирование деятельности администрации, педагогов, обучаемых на достижение более высоких результатов;
- осуществление прогноза развития СДО.
На основе данных контроля проводится анализ результатов, целью которого является установление выполнения СДО ее предназначения. Направления анализа:
- соответствие дидактической эффективности СДО заданному уровню;
- соответствие материально-технической оснащенности решаемым задачам;
- организационный уровень развития СДО;
- уровень научно-методического обеспечения СДО:
- уровень программного обеспечения СДО;
- экономическая эффективность СДО;
- полнота и достоверность информации для контроля и мониторинга СДО.
На основании результатов анализа вырабатываются адекватные корректирующие воздействия, направленные на устранение выявленных отклонений и на развитие СДО.
Функции преподавателя СДО:
- контроль соответствия учебного процесса поставленным задачам;
- консультирование учащихся;
- проведение учебных дискуссий;
- контроль уровня усвоения учебного материала.
Оперативный контроль учебной деятельности - проблема СДО. При таком контроле, когда обучающиеся и преподаватели не видят друг друга, часто возникают ситуации:
- недобросовестность студента;
- неоперативность студента;
- плохая работа линий связи.
Борьба с ними - проблема руководителей территориальных представительств СДО. Наряду с традиционными, в СДО можно применять следующие методы контроля:
- компьютерное тестирование;
- метод рейтинговых оценок;
- кумулятивные методы (ИКИ),
- написание реферата по заданной теме в паре с коллегой или в составе группы;
- оценка работы коллеги;
- интервью с преподавателем;
- развернутая публичная самооценка.
При оценивании результатов тестирования в четырехбалльной шкале "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно" не удается добиться объективности, поскольку разные преподаватели один и тот же ответ могут оценить по-разному. Поэтому распространяются методики рейтинговых оценок, где итоговый балл формируется алгоритмически. Это привносит в учебный процесс и элемент соревнования.
Проектно-коммуникативные методы субъективны, основаны на дистанционном контакте участников учебного процесса. Они дают возможность преподавателям лучше узнать учащихся и уровень их подготовки. В силу своей субъективности, проектно-коммуникативные методы контроля не поддаются автоматизации, однако хорошо реализуются в условиях телекоммуникационной сети.