Развитие регионального образовательного пространства.

Ю.Е.Шабалин

К наиболее дискуссионным вопросам модернизации отечественного образования относится проблема регионализации содержания образования. Ее обсуждение показывает наличие существенных расхождений во взглядах: от полного отрицания необходимости региональных отличий в содержании общего образования до предложений о создании т.н. называемых национальных школ.

Можно констатировать, что современное состояние проблемы пока не позволяет отыскать оптимальное сочетание регионального и общефедерального в содержании общего образования. В то же время значимость решения данных вопросов достаточно очевидна, как очевидно и то, что реализация целей и задач модернизации российского образования без учета региональной специфики проблематична.

Одним из способов определения наиболее оптимального сочетания регионального и общефедерального компонента в содержании общего образования представляется использование подхода, опирающегося на концепцию регионального образовательного пространства. Такой подход позволит, исходя из специфических образовательных особенностей конкретного региона, определить степень, уровень и направленность сочетания регионального и  общефедерального компонентов содержания образования, избежать бюрократической уравнительности, подмены единства содержания российского образования его унификацией и единообразием.

Концепция регионального образовательного пространства предполагает при изучении проблем образования принимать во внимание территориальную организацию общества, как один из определяющих факторов развития образования.

Территориальность, пространственно-территориальное устройство общества, была на протяжении всей истории, и остается таковой сегодня, важнейшим фактором развития человечества. Территориальная организация - универсальная форма существования любого общества: от примитивного племени до современного государства.

В ней отражаются все стороны общественной жизни: экономика, социальная структура, политическая система, духовная культура и т.д. Отражается в ней и такая сфера человеческой деятельности как воспроизводство культуры сообщества, то есть образование. Территориальную организацию общества необходимо рассматривать в единстве всех ее составляющих: экономической, социально-политической, духовно-идеологической и образовательной. Сам термин “территориальная организация общества” по сути, выступает в качестве общенаучного, междисциплинарного понятия.

Территория представляет собой достаточно уникальный феномен в истории человеческого общества, обладающий свойствами целостной природно-социальной системы, относительно целостной организацией экономической и социальной жизни, единством природно-территориальных, социально-экономических характеристик. Территориальные различия, регионализм, внутренне присущ всем типам современных обществ, вне зависимости от их размеров, уровня развития, особенностей политических и иных структур и т.д. Территориальные различия существую и в огромном Китае, в  небольшой Албании, внутри большого или малого города. Другими словами территориальное деление неизменно присутствует во внутреннем обустройстве общественных отношений. Такое присутствие обусловлено самой природой пространственно-территориального распределения человеческих и материальных ресурсов, порождающего специфические потребности и возможности. Проявление территориальных различий в общественной жизни принимает самые разнообразные формы – в привычках, в обычаях, в типах менталитета,  публичной активности, культурных особенностях и т.д.

В ряде исследований, посвященных проблемам территориального измерения общества, настоятельно отмечается, что территориальность – это естественный принцип самоорганизации всех современных обществ, а территориальная идентификация подчас оказывается сильней, чем все известные варианты транснациональных или наднациональных общностей. Справедливо подчеркивается, что к настоящему времени большинство универсальных братств (как то, христианство, ислам, коммунизм и т.п.) доказали свою неспособность ослабить привязанность человека к своему кусочку земли, который выступает в качестве фрагментирующегося, но тем не менее необычно эффективного символа.

Изучением территориального устройства общества последние пятьдесят лет занимается особая научная дисциплина – регионология. Предметом регионологии является регион - территория с относительно целостной организацией экономической и социальной жизни, наличием определенных органов управления. Специфика регионологии в выделении таких свойств региона как целостность и комплексность, единство характеристик. В последние десятилетия осознание необходимости территориального подхода к исследованию процессов развития образования привело к формированию особого направления в педагогике – педагогической регионологии.

Педагогическая регионология - раздел педагогики, изучающий региональное образовательное пространство, т.е. педагогические аспекты территориальной организации общества (его отношение к образованию). Другими словами, педагогическая регионология рассматривает территориальное устройство общества как образовательно-территориальную организацию общества или территориальное образовательное пространство региона. Педагогическое исследование регионального образовательного пространства предполагает, во- первых, целостное изучение регионального пространства как сложноорганизованной образовательно-территориальной системы, во- вторых, изучение взаимосвязи региональных образовательных институтов с обществом, социальным целым на территориальном уровне; в- третьих, взаимовлияний,  взаимовоздействий и взаимодействий территориального пространства и образовательных институтов региона; в- четвертых саму региональную организацию образования.

В настоящее время нельзя со всей определенностью утверждать, что становление педагогической регионологии завершено. Скорее, это направление делает лишь первые шаги и пока не получило широкого признания в научно-педагогическом сообществе. Не устоялся сам термин «педагогическая регионология». Вызывает определенные сомнения и дискуссии педагогическая трактовка понятия «регион». Тем не менее, необходимость более обстоятельного исследования территориальных аспектов образования сомнений уже не вызывает.

Частью территориального пространства общества является образовательное пространство, то есть, совокупность природно-географических, экономических, социокультурных и политических характеристик территории, взятых в их отношении к образованию. Образовательное пространство представляет собой разновидность сложноорганизованной социальной системы, развивающейся согласно собственным закономерностям, имеющим как субъективный, так и объективный характер.

Соответственно размерам территории можно выделить образовательные пространства муниципальные, региональные и общефедеральные. Каждое из этих пространств является частью других, но обладает своими специфическими особенностями и отличиями.

Для анализа проблем трансформации содержания общего образования наибольший интерес представляет региональное образовательное пространство.

Под региональным образовательным пространством понимается природно-социально-экономическая система региона, взятая в ее отношении к образованию, или комплекс политических, социально-культурных научных, образовательных, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных); средств массовой коммуникации, ориентированных на образование; общественность, вовлеченную в решение проблем образования; а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей; по отношению к образованию, функционирующих в конкретном регионе.

 В каждом регионе Российской Федерации существует и постоянно развивается свое собственное образовательное пространство, своеобразно отражающее особенности и специфику конкретного региона, его традиции, культуру, национальный и религиозный состав населения, уровень экономического развития и т.д.

Региональное образовательное пространство охватывает территорию российского региона – субъекта Федерации. Выделение именно региона, как особой единицы образовательного пространства, представляется достаточно уместным:

во-первых, это соответствует традиционно принятому в отечественной регионологии подходу;

во-вторых, именно на уровне субъектов Российской Федерации особенно выпукло проявляются различия в развитии системы образования, ее адекватности потребностям населения, культуры и экономики;

в-третьих, региональный уровень системы образования формирует системообразующие связи, позволяющие рассматривать отечественное образование как социально-культурную систему, а не совокупность разнообразных образовательных учреждений.

Для любого наблюдателя очевидно влияние особенностей регионального образовательного пространства на формирование и развитие соответствующей сети профессиональных образовательных учреждений разного уровня. Отраслевая специализация производства, природно-географические особенности, социокультурные традиции и национально-религиозная принадлежность населения региона в значительной степени определяют выбор подрастающим поколением индивидуальной образовательной траектории. Вместе с тем, на уровне общего образования все не столь очевидно.

Конструирование содержания общего образования, учитывающего специфику регионального образовательного пространства, способного учесть основные изменения в нем означают, если смотреть на этот процесс извне, реализацию региональной дифференциации общего образования.  Региональная дифференциация содержания общего образования, способного принять во внимание образовательные потребности и интересы жителей региона означает выстраивание более демократичного образования, ориентированного на интересы конкретных жителей, а не на какие-либо еще. В таком случае содержание образование становится более динамичным, мобильным, способным удовлетворять, с одной стороны, реальные образовательные запросы учащихся, а с другой, более гибко соответствовать экономическим, социальным и другим изменениям.

Образование, построенное на основе приоритета личностных образовательных интересов человека, функционирующее как система, оказывающая образовательные услуги, потребителем которых является конкретный человек, а не как система по подготовке кадров, где в качестве потребителя выступают производство, экономика, государство, не может не реагировать на специфические особенности, в том числе региональные, интересов потребителя.

Дифференциация содержания общего образования, осуществляемая на основе учета особенностей регионального образовательного пространства, не может быть осуществлена путем формального введения федерального и национально-регионального компонентов базисного учебного плана, тем более в ситуации, когда на долю т.н. «федерального компонента» отводится львиная доля учебного времени. Как раз такой подход неизбежно приводит к появлению разнообразных местных историй географий, слабо связанных с историями и географиями федеральными. Он также ведет  к недоуменным вопросам о различиях между историей, например, Орловской и Белгородской областей.

Под региональной дифференциацией общего образования подразумевается вариативность содержания образования в соответствии с потребностями и особенностями конкретного региона, образовательного учреждения. Это означает не только включение в учебный план общеобразовательной школы местных предметов, но и также  вариативное изменение федеральных. Тем самым учебные предметы, относимые в состав национально-регионального компонента базисного учебного плана, сохраняются, но в ином виде. А учебные предметы, включаемые в состав федерального компонента, трансформируются таким образом, что бы обеспечить связь федерального и регионального содержания.

Предметы собственно национально-регионального компонента сохраняются в случае необходимости, например, в национальных образовательных учреждениях, либо в национальных республиках входящих в состав Российской Федерации. К ним могут быть отнесены такие предметы как национальный язык, национальная литература, этнография и т.п.

Вариативная трансформация школьных предметов, относимых к федеральному компоненту содержания общего образования, достигается путем расширения объема и содержания предмета, включением в него учебной информации регионального характера. Так, при изучении истории России подробно рассматривается жизнь региона в изучаемое время. Из-за естественных различий в исторической судьбе регионов, объем и глубина изучения одной и той же темы будет существенно различаться.

Например, при изучении истории Отечественной войны 1812 года в Смоленской и Нижегородской областях эти различия оказываются достаточно существенными. События данной войны протекали на территории Смоленской области, а Нижегородская область непосредственного участия в ней не принимала. Однако участниками войны были люди, кроме того, война оказала определенное влияние на жизнь области. А, например, Чукотский национальный округ в изучаемое время не входил в состав России, поэтому данный период в его общеобразовательных школах будет рассматриваться только с точки зрения общефедеральной.

В курсе школьной географии России естественно большое внимание отводится географическим особенностям региона, его климатическим, природным, ландшафтным, демографическим, экономико-географическим и т.д. характеристикам. Содержание общего географического образования трансформируется соответствующим образом – при изучении тех тем, которые имеют непосредственное отношение к конкретному региону, их содержание раскрывается более подробно и обстоятельно, на тех примерах, что имеются «за окном кабинета географии».

Изучение зоологии и ботаники практически полностью можно выстроить на региональном материале. Аналогичным образом может быть трансформировано содержание и других школьных предметов: информатики, ОБЖ, музыки и т.д.

Содержание части предметов, например таких, как русский язык, математика, физика, химия и т.п., остается неизменным, за исключением случаев углубленного или профессионально ориентированного их изучения. Очевидно, что их содержание не нуждается в региональной вариативности. Может быть, за исключением, тем, связанных с историей соответствующих научных дисциплин (Лобачевский – Казань, Ломоносов – Санкт-Петербург, Циолковский – Калуга, Курчатов – Москва и т.д.).

Таким образом, применение региональной дифференциации содержания общего образования приводит к типологизации учебных предметов общего образования на три типа: собственно национально-региональных, вариативных и федеральных.

Разумеется, такой подход затрудняет и усложняет задачу разработки и создания соответствующих учебных программ и комплектов учебников. Требует отказа от традиционно сложившейся практики бюрократического контроля и «спускания сверху» содержания образования, рецидивы которых стали особо заметны в последнее время. Но эти трудности относятся к разряду необходимых издержек на пути подлинной демократизации, гуманизации и модернизации содержания общего образования. К сожалению, без издержек не обходится ни одно инновационное изменение, а любые перемены, тем более столь значимые, всегда требуют определенных затрат.

Применение региональной дифференциации содержания общего образования позволяет придать процессу обучения в общеобразовательной школе большую практическую направленность. Легче становится реализовывать общедидактический принцип связи обучения с практикой реальной жизни. Кроме того, трансформация содержания общего образования, основанная на региональной дифференциации, потенциально закладывает базу для более широкого применения методов обучения, основанных на практическом использовании теоретических знаний, проблемного и поискового характера. В этом случае, перед учащимися открывается возможность раскрыть взаимосвязи между общими тенденциями развития и их проявлениями в родном крае. Позволяет придать содержанию общего образования большую гуманистическую направленность, создать своеобразный противовес наблюдающейся тенденции технократизации и чрезмерной прагматизации образования. И, как следствие, обеспечивает повышение качества общего образования, его модернизацию в соответствии с современными мировыми тенденциями.

Вместе с тем, региональная дифференциация содержания общего образования позволяет обеспечить единство содержания образования на уровне Федерации, так как основа школьных предметов остается единой, как едиными остаются и задачи изучения предмета. Трансформации подвергаются не базисные основы содержания образования, а лишь отдельные, вариативные его элементы. Этого вполне достаточно для сохранения единого, но  не унифицированного образовательного поля Российской Федерации.

Региональная дифференциация содержания общего образования достижима при учете специфических особенностей регионального образовательного пространства. Последнее, в своей сути, отражает тот уровень развития экономики и культуры в их человеческом измерении, который достигнут конкретным регионом к настоящему времени.

Таким образом, одним из перспективных направлений педагогических и дидактических исследований, направленных на достижение объективно стоящих перед отечественным образованием задач модернизации содержания образования, являются исследования связанные с решением проблем учета территориальной организации российского общества. Их позитивное решение представляется возможным при использовании подхода, базирующегося на концепции регионального образовательного пространства. Выступающего фактором развития адекватного образовательным потребностям и запросам личности современного содержания общего образования.

Основание Колонны Траяна с трофейным вооружением дакийских воинов Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Триумф императора запечатлён в форме скульптурного декора площади, изображающего дакийцев и военные трофеи, а также в форме рельефов колонны Траяна, повествующих о завоевании Дакии. Колонна выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу).