Регионализация высшего образования и классические университеты.

Г.П. Яровой

Высшая школа России переживает сложный и трудный, но одновременно чрезвычайно интересный и значительный для будущего развития период. При этом все активнее проявляется тенденция регионализации российского образования, которая именно в ХХI веке может стать основной. Будет формироваться, на мой взгляд, новая модель регионального университета.

Процессы реформирования экономики страны и регионов требуют от вузов, в первую очередь классических университетов, инициативных и согласованных действий в изменении роли и значимости высшего образования в регионе. Любой вуз действует в системе координат конкретных региональных условий и поэтому при соблюдении целей и задач общенационального масштаба должен ориентироваться на местные запросы. Это позволяет органично вписаться в цепочку “общество-университет-производство-общество”, оперативно и гибко решать проблему подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров. Однако не следует забывать, что регионализация высшего образования может быть эффективной только в системе общегосударственного образовательного пространства, только при неукоснительном соблюдении государственных стандартов, которые, кстати, позволяют учитывать национальные и региональные особенности образовательных программ. Гармоничное слияние общегосударственных и местных интересов всегда было характерно для деятельности российских университетов “в провинции”.

Сегодня региональный университет не может сосредоточить свою учебную, научную, просветительскую деятельность только в областном центре, не рискуя утратить традиционно присущую ему роль лидера и превратиться в заштатный городской университет. Ведь российский региональный университет призван обеспечить необходимые условия для стабилизации и развития высшего образования на всей территории региона, отбирая одаренную молодежь, привлекая финансовые ресурсы органов власти, предприятий и организаций, физических лиц, т.е. в полной мере использовать принципы многоканального финансирования.

Истинный университет в силу своего предназначения готовит и воспитывает не только высококвалифицированных специалистов, но и энциклопедически развитую творческую личность, способную к дальнейшему саморазвитию и влиянию на культуру и образованность других. Именно такие личности и составляют основу творческого потенциала развития цивилизованного общества. Классические университеты, поддерживая и развивая универсализацию и гуманитаризацию высшего профессионального образования в регионе, непосредственно и активно влияют на подготовку профессионалов.

Самарский государственный университет стремится соответствовать статусу ведущего регионального университета, расширяя классическое университетское образование и усиливая его влияние на все сферы жизнедеятельности региона. Новые условия, в которых приходится действовать университету, потребовали создания в структуре вуза новых подразделений: гуманитарных отделений, факультета довузовской подготовки, факультета послевузовской подготовки, центра повышения квалификации и переподготовки кадров и ряда других коммерческих структур (блока питания, участка оперативной печати и др.).

Университет имеет свои отделения в городах Тольятти, Похвистнево, Сызрань, организуя в них подготовку специалистов по гуманитарным, естественным и управленческим специальностям не только по учебным планам и программам университета, но и исключительно силами штатного профессорско-преподавательского состава. Студентам гуманитарных отделений читают свои курсы известные в Самаре профессора: С.А.Шейфер, Е.Ф.Молевич, В.А.Конев, П.С.Кабытов, Ю.Н.Смирнов, все ведущие доценты университета. Это обеспечивает надежность, качество и престижность классического университетского образования. Реализация всех форм обучения на бюджетной и коммерческой основе, открытие новых остродефицитных специальностей, востребованных в регионе, ведет к значительному увеличению численности студентов и аспирантов. Так, численность студентов Самарского государственного университета по всем формам и 20 учебным специальностям за последние годы увеличилась почти в 2.5 раза и достигла более 8 тысяч человек. Число специальностей аспирантуры и доктурантуры превышает 60, контингент будущих кандидатов и докторов наук возрос до 500. Государственную аттестацию научных кадров ведут 12 диссертационных советов по 20 научным специальностям.

Остановимся еще на одном аспекте роли Самарского государственного университета как единственного классического университета в регионе. Сейчас мы являемся свидетелями движения к постиндустриальному и информационному обществу. Поэтому важнейшей миссией регионального университета является организация современного информационного обеспечения образовательных, научных и культурных учреждений (школ, библиотек, вузов и др.), приобщение их к мировым информационным ресурсам. Становясь центрами телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, региональные университеты существенно повышают свою роль как информационных центров.

На базе Самарского государственного университета созданы региональный центр Интернет, вузовско-академические компьютерные сети, в библиотеке – электронные каталоги, лаборатория электронной информатизации; все отделы, службы, кафедры и 9 компьютерных классов объединены в единую вузовскую сеть с выходом в международную информационную систему. Новые остродефицитные специальности “Прикладная и вычислительная математика”, “Компьютерная безопасность”, “Организация и технология защиты информации”, “Документоведение и документационное обеспечение управления” способствуют развитию и укреплению в регионе “информационных знаний и технологий”.

Функционирование вуза в условиях рыночных отношений существенно меняет характер управленческой деятельности и требования к работникам вузовского управления. Руководители вуза должны быть не только ведущими и авторитетными учеными и профессорами вуза, но и высококлассными менеджерами, знающими финансы и методы планирования, сложнейшие механизмы финансовых, хозяйственных и правовых отношений, структуры муниципальной и региональной властей, разумеется, и структуры управления высшей школой.

Педагог и хозяйственник, ученый и психолог, менеджер и социальный работник – вот те компоненты руководителя, приобретение которых в процессе практической работы помогает вузу выживать и развиваться, вселяет в коллектив уверенность и придает ему дополнительные силы.

Актуальным вопросом, относящимся к проблематике управления системой высшего профессионального образования в регионе, является вопрос об интеграции, создании в регионе крупного университетского центра или округа. Идея интеграции вузов сегодня встречает сильное сопротивление как среди руководителей вузов, так и среди преподавателей и студентов. Причины понятны: это, прежде всего, – боязнь перемен, которые всегда приводят к дополнительным хлопотам; боязнь потерять самостоятельность и специфику образования в вузах различного профиля; неизбежность сокращения и обновления кадров; в конце концов – боязнь ректоров потерять руководящую должность и др.

Между тем, в ожидаемой ситуации резкого сокращения числа абитуриентов, уменьшения финансирования, перехода на конкурентную систему государственного заказа на подготовку специалистов каждому вузу в отдельности выжить будет весьма трудно. Очевидно, что крупные университетские мегаполисы будут иметь явные преимущества, им будут отдавать предпочтение и государство, и абитуриенты. Отсюда интеграция государственных (да и негосударственных) вузов в регионах, т.е. объединение их вокруг классического университета, является не только желательной, но и объективно необходимой. Причем в числе этих вузов прежде всего находятся вузы, в свое время “отпочковавшиеся” от него и с учетом межведомственных “рогаток” имеющие одного учредителя в лице Министерства образования России.

Опираясь на приказ №2517 от 28 августа 2000 г. Минобразования РФ “По выполнению плана действия правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы”, мы считаем возможной такую интеграцию вузов в Самарском регионе, которая должна естественным образом реализовываться поэтапно и с учетом приоритетного развития университетского классического образования.

Классический университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры на основе фундаментальных исследований и подготовки специалистов на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественных и гуманитарных специальностей.

В 90-е годы в Самарском государственном университете была проведена структурная перестройка, в результате которой был сохранен потенциал естественно-научных факультетов и открыты остродефицитные специальности прежде всего гуманитарного профиля. Были получены лицензии и реализуются образовательные программы по 11 новым специальностям: “психология”, “культурология”, “социальная работа”, “менеджмент”, “социальная педагогика”, “государственное и муниципальное управление”, “компьютерная безопасность”, “организация и технология защиты информации”, “документоведение и документационное обеспечение управления”, “переводчик в сфере профессиональной коммуникации”.

Следует констатировать, что Самарский государственный университет в полной мере отвечает критериям, выработанным научным сообществом при определении основных признаков, характеризующих классический университет. Кстати, первым и главным признаком или условием определения классического университета является реализация университетских программ в течение 20 лет. Наш университет давно перешагнул этот рубеж и в то же время остался молодым, бурно развивающимся вузом, вузом–лидером региона.

Главная цель интеграции – создание крупного образовательного университетского комплекса, который с учетом университетских традиций и новейших образовательных технологий призван на современном уровне вести подготовку специалистов естественно-научного и гуманитарного направлений.

Кроме того, при создании регионального университетского комплекса будут решены следующие задачи: дублирование в подготовке специалистов, сосредоточение средств на развитии перспективных специальностей, повышение мобильности и активности существующего состава профессоров и доцентов, эффективное использование научного потенциала при решении республиканских и региональных научных программ.

Процесс интеграции не может быть реализован в кратчайшие сроки. На первом этапе возможно создание Ассоциации, в которую смогли бы войти вузы, реализующие основные образовательные программы, удовлетворяющие требованиям классического университета. При этом необходимо постепенное, “мягкое” вхождение вузов в Ассоциацию.

В случае реализации проекта просматривается механизм создания и развития Ассоциации, учитывающий, что вузы до вхождения в Ассоциацию являются хозяйствующими субъектами с развитой инфраструктурой, – предусмотрено на первом этапе (до 2005 года) сохранение в максимальной степени их автономии и статуса юридического лица.

Предполагается, что стратегию интеграции и структурную перестройку ассоциированных вузов будет разрабатывать Ученый совет вузов Ассоциации. Не может быть речи о механическом присоединении вузов к классическому университету. Скорее всего, всем нам придется долго и кропотливо работать над созданием новой модели регионального университетского комплекса, который будет определять развитие высшего образования не только в регионе, но и в России в целом.

“Мягкое” вхождение вузов в Ассоциацию повысит конкурентоспособность нового образовательного учреждения – университетского комплекса – в борьбе за государственный заказ на подготовку специалистов с профессиональным высшим образованием, за его усиление по двум основным категориям:
- наличие высококвалифицированных педагогических и научных кадров;
- наличие современной научно-технической, информационной и методической базы учебных заведений, входящих в Ассоциацию.

Формы, методы и условия интеграции могут быть различными. Надо обсуждать, вырабатывать такие пути интеграции, которые позволили бы укрепить и сохранить традиции каждого образовательного учреждения. Примеры удачных интеграционных процессов в регионах России уже есть: создание единого “классического университета” в Саратовской области, Ассоциации университетов прикаспийских государств, университетского округа в Мордовии, классического университета в Великом Новгороде и т. д.

Процессы интеграции вступают в силу, и для создания “безболезненных” условий для их развития и распространения необходимо формировать доброжелательное общественное мнение об их объективной необходимости, а там, где это возможно и целесообразно, вырабатывать определенные региональные решения законодательного и административного характера. Очень важно на всех уровнях в порядке обсуждения не бояться затрагивать хотя бы некоторые аспекты регионализации высшего образования и часть проблем, решение которых явится ответом в определении дальнейшего развития университетского классического образования.

Эксперты из Кредитэкспресс, про историю и особенности формирования коллекторской.. На первом месте — работа с новыми потенциальными клиентами, обеспечение коммерческой и физической безопасности организации. Таким образом, именно банки зарубежным капиталом принесли на украинский финансовый рынок понимание необходимости передачи функции сбора проблемных долгов специализированным агентствам — коллекторским компаниям, так в 2007 году группа учредителей венгерской компании Кредитэкспресс Групп, открыли первый офис в Украине. Кредитэкспресс — это ведущая европейская...