Построение образовательного пространства современного вуза: дидактический аспект

А.Ю.Белогуров, Э.Р.Мамонтова

Современная высшая школа пребывает в состоянии изменения содержательных и организационно-педагогических форм построения образовательного поля. В разрабатываемых в настоящее время концептуальных подходах к осуществлению уже начатых и планируемых преобразований, в ряд ведущих закономерно выдвигается проблема подготовки специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды.  Именно поэтому в современных условиях особую актуальность приобретают гуманизация и гуманитаризация общего и профессионального образования, направленные на формирование личности специалиста, обладающего не только глубокими предметными знаниями, но и поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью. С гуманитаризацией образования связывается поиск эффективных педагогических средств инструментального, культурологического, аксиологического и личностно-развивающего характера. Научное осмысление результатов этого поиска создает предпосылки для определения перспективных направлений повышения эффективности процесса гуманитаризации образования.

Системный подход к высшему профессиональному образованию позволяет выделить три важных направления в реализации идеи его гуманитаризации: гуманитаризацию содержания образования, гуманитаризацию процесса обучения и формирование гуманитарно-развивающей образовательной среды. Гуманитарная образовательная среда является культурно-образовательным пространством с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей и обладает такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Ее можно рассматривать как часть социокультурной среды, создающую условия для развития интерсубъективного процесса образования, актуальных преобразований субъективности и определяемую получением мировоззренческого естественнонаучного и гуманитарного знания, формированием ценностных ориентаций личности.

Как указывает В.А.Козырев, понятие «образовательная среда» включает не только общую субъект-субъектную направленность в развитии образовательного пространства, но и отражает специфику гуманно и личностно ориентированного образовательного процесса. Именно с ориентацией на сущность процесса гуманитаризации образования целесообразно использовать понятие «образовательная среда», как раскрывающее данное социокультурное и педагогическое явление наиболее полно.

Идеи гуманизации и гуманитаризациии, обусловливающие гуманистический характер профессионального образования, реализуются посредством определенного набора характеристических признаков образовательной среды, наиболее значимыми из которых выступают следующие:

1. Целостность системы, которая требует выстраивания принципиально новой, по сравнению с традиционной, стратегии образования. В основе современной образовательной стратегии должна лежать не логика научного знания (построения научной теории), а логика  усвоения широкого социокультурного опыта, вхождения человека в мир научных знаний. 

В понимании идеи целостности образовательного процесса мы солидарны с В.А.Козыревым, который полагает, что образовательная стратегия должна включать этап общей ориентации в изучаемом явлении,  предполагающим рассмотрение его как целостности, выявление различных его свойств, после чего наступает этап углубления через анализ явления, установления внутренних, сущностных свойств. Заключительным этапом является синтез, появление в осознании новой целостности, которая богаче по содержанию в сравнении с той, что была при первом знакомстве с изучаемым явлением.

2. Интегративность среды, которая относится к концентрируемому в ней содержанию образования (знания, способы и формы деятельности). Интегративный характер образовательного процесса выступает определяющим фактором построения образовательной среды.

3. Многоаспектность, выступающая следствием свойства целостности и предполагающая понимание и изучение социального и научного явления с разных точек зрения. Несмотря на то, что данное  свойство  оппозиционно свойству интегративности, оно является дополнением к нему.  Вполне очевидно, что интеграция может возникнуть лишь на базе многоаспектного рассмотрения явления.

4. Универсальность, обусловленная спецификой университетского образования и предполагающая  «вооружение» обучающихся универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которые могут понадобиться при решении нестандартных и неизвестных профессиональных задач. Универсальность образования всегда связывалась с его фундаментальным характером, позволяющим выявлять закономерности развития явлений и социальных  процессов окружающей действительности.

5. Обширность, которая необходима для личностного выбора обучающимся содержания и способа получения образования в соответствии со своими потребностями и целями. Обширность создает возможности для осуществления вариативного образовательного процесса как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям, что, несомненно, придает ему ярко выраженный гуманистический и личностный характер.

Таким образом, выстраивается модель образовательной среды, в которую входят: среда обучения и внеучебная среда, которые, в своей совокупности, выполняют интегративную функцию и функцию фундаментализации. .

В научно-педагогической и методической литературе достаточно полно рассмотрены, хотя и недостаточно конкретизированы в практическом плане, модели образовательной среды в высшем учебном заведении  как целостной образовательной структуре.  Мы предлагаем рассмотреть создание гуманитарно-развивающей образовательной среды непосредственно при изучении отдельных учебных дисциплин, опираясь на определение среды как зоны непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

Применительно к конкретному учебному предмету гуманитарно-развивающая образовательная среда – это личностно-ориентированный учебный процесс, основанный на совокупности специально организованных психолого-педагогических условий обучения, направленный на раскрытие гуманитарной специфики изучаемой области знаний, всесторонне реализующий гуманитарный потенциал изучаемой конкретно-научной дисциплины через включение специальным образом организованных личностно значимых для студента знаний и использование эргономичных и комфортных педагогических технологий, подкрепленный комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих формирование целостной гуманитарной культуры. При этом значительно усилена степень направленности учебно-воспитательного процесса на развитие и саморазвитие личности студентов, включая профессионально-важные качества личности. концептуально-теоретически и конкретно-содержательно разработанная нами концепция создания гуманитарно-развивающей образовательной среды средствами общетеоретических и специальных дисциплин включает следующие компоненты:

• Этико-аксиологический компонент, предусматривающий  выявление и всестороннее использование этико-гуманистического потенциала изучаемых дисциплин, акцентирование внимания на их аксиологических, этических и социальных аспектах. В частности, этот компонент включает анализ содержания изучаемого материала с точки зрения его общечеловеческого, социокультурного значения; ситуаций морального выбора,  встающих перед обществом и учеными в процессе получения  нового знания; проблемы моральной и социальной ответственности ученых и специалистов за последствия их профессиональной деятельности. Целесообразно отражение в процессе преподавания борьбы личностей и интеллектов,  описание индивидуальных стилей деятельности и научного поиска выдающихся исследователей.

• историко-генерализированный корреляционно-синхронизированный компонент, направленный на активизацию использования принципа историзма в преподавании с учетом синхро-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания в истории человеческого общества, что предусматривается многоаспектным использованием  расширенной концепции историзма  в преподавании и ее конкретизацией в разработке различных учебных курсов как естественнонаучного, так и гуманитарного характера. Расширенная концепция историзма предполагает, в частности, в процессе изучения нового материала наряду с краткой исторической справкой об ученом, сделавшем открытие или изучившем явление, процесс, об истории самого открытия или события культуры, давать краткую социокультурную панораму эпохи, в контексте которой сделано открытие, включая историческую обстановку эпохи, уровень развития культуры и производительных сил, различных областей знания, анализируя взаимовлияние и взаимообусловленность развития науки, техники и общества. Целесообразен и историко-ретроспективный анализ эволюции идей, законов, понятий изучаемой науки, исторические экскурсы, позволяющие проследить «связь времен».

•  Философско-методологический компонент, предусматривающий выявление и всесторонний анализ философского содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью. Обусловлен необходимостью  включения  в содержание профессионального образования вопросов  формирования методологической культуры, включающей методы познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности. Формирует способы мышления и деятельности, т.е. процедуры рефлексивного характера. Этот компонент приобретает особенно важное значение в связи с формированием на современном этапе развития науки новой эволюционно-синергетической картины мира.

• Интегративно-аппликативный компонент, основанный на концепции интегративно-корреляционных связей,  подразумевающих установление и использование в учебном процессе многосторонних разнообразных связей не только между учебными дисциплинами, но и между  различными областями знания и культуры. Выявляются и исследуются корреляции между развитием естественных и гуманитарных наук, устанавливаются общие принципы их развития, прослеживается логика и специфика историко-культурных взаимосвязей в рамках определенной  эпохи. Таким образом, осуществляется переход от межпредметных связей внутри естественнонаучных и гуманитарных областей к интегративно-корреляционным межпредметным связям, обобщающим естественнонаучные и гуманитарные знания. Использование концепции интегративно-корреляционных связей призвано обеспечить формирование целостного видения мира во всем многообразии связей и зависимостей, при этом особое внимание уделяется развитию кросскультурной грамотности и ценностных критериев будущей профессиональной деятельности студентов. 

• Интеракционно-гностический компонент, предусматривающий интеграцию на уровне освоения разных в онтологическом отношении способов познания мира, использование в процессе обучения, наряду с  естественнонаучными,  гуманитарных методов познания и исследования, формирование целостной структуры категориального аппарата профессионального мышления  будущего специалиста, позволяющего теоретически осмысливать систему «человек – мир» на разных уровнях ее функционирования. Имеется в виду также обучение образному, визуальному мышлению, переводу с объективного внешнего  языка  на внутренний язык образно-концептуальных моделей действительности, а также преемственность в методологии естественных и гуманитарных наук. При этом формируется целостная система ценностно-смысловых установок, определяющих ментальность будущего специалиста, сквозь призму которой происходит осознание быстро меняющегося мира и места человека в нем; развитие ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения ее внутреннего человеческого смысла, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности.

• Сенситивно-рефлексивный компонент, подразумевающий, что любое знание должно представать перед студентом как знание о человеке и для человека, как знание, добытое в борьбе идей, страстей, надежд, мнений, желаний и идеалов. Предусматривает усиление эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности за счет  широкого  использования произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, иллюстрирующих смысл, эстетическую и общекультурную  значимость изучаемого материала. Способствует формированию аксиологических и эстетических регулятивов познавательной и профессиональной деятельности.

• Эколого-активационный компонент, основанный на эколого - интегративном подходе к изучению всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в природе и обществе и направленный на актуализацию внимания на экологических аспектах будущей профессиональной деятельности студентов, а также и развития цивилизации в целом,  формирование эколого-аксиологического подхода к будущей профессиональной и гражданской деятельности на основе концепции коэволюции природы и общества. Подразумевает систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии средствами изучаемой учебной дисциплины, при этом сочетание регионального и базового компонентов способствует более эффективному формированию экологического самосознания студентов и развитию системы фундаментальных ценностных ориентаций экологического характера, нравственных принципов и норм отношения к природным богатствам как национальному достоянию. Формирует профессионально-экологическую готовность будущего специалиста – генерализованную систему личностных и когнитивно-процессуальных свойств личности, распространяющуюся на все личностные и профессиональные качества. 

• Антропоцентристский компонент, предусматривающий включение в число объектов конкретно-научного познания  человека во множестве его связей с окружающим миром, например, человек  - физический  объект  и  физическая система, обусловленность  свойств  организма    условиями среды обитания, место и роль человека в социокультурном контексте эпохи и в системе «природа – наука – техника – общество – человек»  и  т.п.

• Креативно-развивающий компонент, выражающийся в последовательной замене информативных методов обучения концептуально-аналитическими и поисковыми, а также в широком и многоуровневом использовании личностно-деятельностных технологий обучения, что создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса, их творческого самовыражения и самореализации и развития способностей адаптации в быстроменяющихся условиях современного общества.

• Информационный компонент, учитывающий особенности влияния новых информационных технологий на творческое развитие личности и предусматривающий развитие информационной культуры студента в условиях формирования новой парадигмы информатизации человеческого общества. В условиях лавинообразного нарастания информационных потоков информационная культура личности, способной к адекватной адаптации к быстроменяющимся информационным полям и технологиям, умеющей самостоятельно  ориентироваться и успешно функционировать в условиях динамичной информационной среды,  предопределяет интеллектуальный потенциал всего общества, его морально-нравственные устои, этические правила и эстетические нормы, уровень просвещенности.

• Личностно-вариативный компонент, подразумевающий использование личностно-ориентированной, вариативной педагогики обучения, индивидуализированной в зависимости от типа мышления и психологических особенностей студента. Введение этого компонента обусловлено также тем, что успех обучения зависит не только от внешних факторов, но и от внутренних, в частности   от   индивидуально-психологических   особенностей   студента,   от психофизиологических   особенностей   студенческого   возраста,   учет   которых рассматривается как необходимое условие гуманитаризации высшего образования.

• Контемпорально-презентативный компонент, предусматривающий корреляцию содержания учебных программ с современным уровнем научного и культурного знания, политическими, социальными, экономическими реалиями общества на национальном, региональном  и планетарном уровнях.

Мы считаем, что разработанная нами концепция создания гуманитарно-развивающей образовательной среды средствами общетеоретических и специальных дисциплин может быть эффективно использована при разработке гуманитарно ориентированных концепций для других образовательных областей, а также методики гуманитарно ориентированного преподавания отдельных учебных дисциплин. Целесообразно создание на ее основе системы гуманитарно-ориентированных учебно-методических пособий, дидактических средств и компьютерных программ, целью которых является формирование целостной структуры ценностно-смысловых установок, определяющих ментальность будущего специалиста. 

Таким образом, подготовку специалиста следует рассматривать как процесс комплексной организации учебно-воспитательных воздействий, направленных на формирование положительного отношения к профессиональной деятельности и обеспечивающих овладение системой методологических взглядов, убеждений, теоретических знаний и концепций, практических умений и навыков, необходимых для выработки основ профессионального мастерства. При этом формируется социально активная личность, обладающая рядом психологических свойств и нравственных качеств, необходимых для выполнения профессиональных функций.


Только у нас roberto cavalli diva плитка недорого, со скидками.