Формирование теоретической и практической готовности будущего учителя к работе в школе в условиях профильного обучения: некоторые аспекты тьюторской модели подготовки студентов педагогических вузов.

Грачева Наталья Юрьевна

Традиционная система подготовки будущего учителя, основной функцией которого являлась трансляция регламентированного объема знаний, перестала удовлетворять потребности общества и школы как в социокультурном, так в организационно-педагогическом и научно-содержательном плане. Приоритетным направлениям модернизации российской системы образования является переход к профильному обучению. Концепция профильного обучения предполагает создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, отработку гибкой системы профилей, реализуемых на предпрофильном и профильном уровнях.

Реализация Концепции профильного обучения возможна лишь при условии формирования новой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, готовых к работе в современной профильной школе. Формирующаяся система профильного обучения, составной частью которой является удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся, их социализацию и самореализацию выдвигает требования обеспечить подготовку специалиста, способного к деятельности в условиях активно протекающих инновационных процессов.

Готовность педагога к внедрению нововведений в учебный процесс во многом определяется той базой, которая закладывается в период его обучения в вузе. В соответствии с системно-деятельностным подходом к подготовке будущего учителя процесс его обучения в вузе должен быть ориентирован на модель личности и деятельности педагога, позволяющую осуществлять целенаправленный процесс формирования специалиста.

В психолого-педагогической литературе представлены модели, отражающие как актуальные потребности школы и общества в педагоге нового типа, так и ориентированные на тенденции развития мирового образовательного пространства. Стратегия современного педагогического образования состоит в формировании личности учителя, способного ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.

Проблемы подготовки учителя в системе традиционного образования достаточно полно освещены в работах Б.Г.Ананьева, С.И.Архангельского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Т.А.Ильиной, Н.В.Кузьминой, К.К.Платонова, в них рассмотрен процесс формирования профессионально значимых качеств личности будущего учителя, его знаний и умений, направленности на педагогическую профессию.

В современной научной литературе различные аспекты проблемы непрерывного образования исследуются в работах А.П.Владиславлева, Б.С.Гершунского, В.Г.Онушкина, В.Г.Осипова, В.Н.Турченко, Ф.Р.Филиппова -с общетеоретических позиций; Ю.Н.Кулюткина, А.А.Орлова, Г.С.Сухобской - с позиций психологического самоопределения личности; Ю.А.Кустова, А.М.Лушникова - с позиций преемственности между различными звеньями системы непрерывного образования. Особенности обучения студентов в условиях многоуровневого педагогического образования отражены в работах В.В.Анисимова, Л.С.Казарина, И.А.Протасовой, Г.И.Саранцева, В.С.Ямпольского.

Несмотря на разнообразие направлений теоретических исследований процесс обучения будущих учителей в условиях профильного обучения не достаточно исследован. При этом на практике значительная часть учителей, вне зависимости от их стажа и уровня квалификации, испытывает серьезные затруднения в осуществлении профильного обучения в современной школе. Это усложняет процесс адаптации и профессионального роста молодых специалистов в условиях новой образовательной ситуации. Сами учителя данные затруднения связывают с их недостаточной теоретической и практической подготовленностью в период обучения в вузе.

Становление учителя как субъекта инновационной деятельности в рамках реализации профильного обучения требует качественного изменения самого процесса его подготовки в системе высшего педагогического образования, изначальной ориентации вузовскою обучения на характер и направленность происходящих в системе образования перемен.

В условиях становления новой образовательной модели происходит развитие педагогических функций учителя, связанных с овладением им инновационными видами деятельности, что актуализирует проблему подготовки педагога к работе в школе в условиях профильного обучения.

Необходимо учитывать условия эффективной профессиональной адаптации педагогов и осуществлять подготовку будущих учителей с учётом характера и направленности социокультурных потребностей общества и школы в педагоге, способном к реализации профильного обучения и профессионально-педагогической деятельности в условиях активно протекающих инновационных процессов. Подготовка учителя должна быть ориентирована на модель теоретической и практической готовности учителя к инновационной деятельности, включающую содержательный и процессуальные аспекты профильного обучения. Использование прогностической модели даёт возможность осуществлять целенаправленный процесс формирования специалиста с заранее заданными параметрами, отвечающими современным требованиям школы и общества к учителю.

Процесс формирования теоретической и практической готовности будущего учителя к работе в школе в условиях профильного обучения необходимо выстраивать на основе следующих социально-педагогических условий:

- ориентация обучения на новое содержание требований к профессиональной деятельности педагога;

- построение модели подготовки студентов к работе в школе в условиях профильного обучения с учетом совокупности теоретических знаний и соответствующих умений (аналитико-прогностических, проективных и рефлексивных) на уровне целеполагания, позволяющих учителю осуществлять инновационный поиск в условиях профильного обучения;

- реализация преемственных связей процесса обучения студентов в системе педагогического образования и их профессиональной деятельности в школе в условиях профильного обучения.

Содержательный аспект модели подготовки будущих учителей должен включать готовность педагога к деятельности на уровне целеполагания, основанной на совокупности теоретических знаний и умений (аналитико-прогностических, проективных и рефлексивных) на новом качественном уровне, позволяющем учителю осуществлять инновационный поиск в условиях профильного обучения. Процессуальный (технологический) аспект модели предполагает поэтапную организацию процесса обучения студентов, учитывающую особенности каждого из этапов многоуровневого педагогического образования, обеспечивающую преемственность постановки и решения дидактических задач на основе выбора на каждом из них содержания, форм, методов и средств обучения.

Под теоретической и практической готовностью учителя к работе в школе в условиях профильного обучения нами понимается способность учителя к деятельности на уровне целеполагания, предполагающая овладение им аналитико-прогностическими, проективными и рефлексивными умениями на основе теоретических знаний, их реализацию на практике в условиях новой образовательной ситуации. Модель теоретической и практической готовности учителя к работе в школе в условиях профильного обучения рассматривается как совокупность теоретических знаний и практических умений (аналитико-прогностических, проективных и рефлексивных) на новом качественном уровне.

Особую роль в процессе подготовки учителя играют психолого-педагогические практикумы, позволяющие интегрировать теорию и практику, актуализировать полученные знания, формировать основные профессионально значимые умения и навыки студентов. Деятельность студентов в ходе практических занятий должна быть направлена па моделирование инновационной деятельности учителя в условиях профильного обучения путём разработки системы педагогических задач, выбора объектов педагогического проектирования, широким использованием различных форм игрового моделирования, разработки индивидуальных образовательных траекторий учащихся в условиях профильного обучения.

Важное значение для подготовки будущего учителя имеют дисциплины по выбору по циклу общепрофессиональных дисциплин, спецкурсы и спецсеминары. Эти дисциплины расширяют и дополняют базовый уровень подготовки студентов педагогических вузов и призваны способствовать эффективной адаптации будущих учителей в профессиональной деятельности. В условиях профильного обучения особую актуальность приобретает интеграция предметных областей (педагогика, психология, методика преподавания) в рамках изучения дисциплин по выбору.

Закрепление приобретенных в ходе аудиторных занятий теоретических умений осуществляется в ходе педагогической практики на протяжении всех лет обучения, с учетом особенностей и специфики каждого этапа высшего педагогического образования. В условиях подготовки студентов к работе в школе, реализующей профильное обучение оптимальным вариантом прохождения педагогической практики является педагогическая практика, организованная на различных этапах обучения на базе образовательных учреждений, реализующих различные модели профильного обучения. При этом особую актуальность приобретает проведение педагогической практики одновременно с изучением теории. Дифференциация и индивидуализация содержания и организации практики обеспечивается вариативностью заданий, предлагаемых студентам с учётом уровня их теоретической готовности и этапа образовательной подготовки.

Особую актуальность при этом приобретает разработка и реализация тьюторского сопровождения студентов в период педагогической практики, которое основывается на учете принципа открытости образования, предполагающего овладение каждым студентом педагогического вуза культурой выбора своего профессионального педагогического пути.

Проводя анализ опыта включения тьюторской деятельности в разные исторические контексты университетского образования, необходимо отметить, что в средневековых университетах тьютор выполнял наставническую функцию по отношению к менее опытным обучающимся. В университетах следующей формации, ориентированных на научную, а не на теологическую картину мира, тьютор превращается в ассистента, и его функции были сужены до локально-методических. Наконец, сегодняшние университеты нового типа, определяемые как проектно-исследовательские, выделяют в качестве главной ценности образования умение работать с управляемым будущим. Здесь вновь становится востребованной тьюторская деятельность, где тьютор начинает выступать как разработчик образовательных проектов или как консультант в сфере образовательных услуг, совмещая позиции наставника, ассистента и проектировщика.

В системе высшего педагогического образования введение тьюторского сопровождения представляется актуальным и эффективным. В роли тьюторов в период прохождения студентами педагогической практики могут выступать методисты по педагогике и методике преподавания соответствующего предмета, обеспечивая тем самым тьюторское сопровождение.

Основные функции тьюторского сопровождения по отношению к студентам педагогических вузов в процессе прохождения педагогической практики:

• проведение диагностики педагогической и методической готовности к педагогической практике ;

• помощь в осуществление целеполагания и проектирования конкретных учебных занятий ( уроков, кружковых и факультативных занятий) , а также внеурочных воспитательных мероприятий.

• мотивация и вовлечение студентов в процессы самообразования и саморазвития;

• консультирование и коррекция педагогической деятельности студентов;

• контроль за выполнением заданий в процессе прохождения педагогической практики;

• рефлексия педагогической деятельности в процессе педагогической практики.

На тьюторов при этом возлагается ответственность за организацию групповой и индивидуальной работы со студентами в период педагогической практики. В задачи тьюторов входят: психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогической практики; помощь в педагогической деятельности и установлении контактов с сотрудниками образовательного учреждения, оценка результатов педагогической деятельности студентов; консультации и другие формы профессиональной поддержки; индивидуальная помощь студентам, связанных с профессиональная ориентация и консультирование по вопросам педагогической карьеры.

Все это обеспечивает эффективную адаптацию будущих учителей в профессиональной деятельности и формирует теоретическую и практическую готовность будущих учителей к работе в школе в условиях профильного обучения.