Теоретические основы обучения путем создания обучающей среды.

В.К.Загвоздкин

В основе идеи обучения через создание обучающей среды в ее современной интерпретации лежит так называемая «конструктивистская дидактика» - направление современной дидактики, быстро завоевывающей ведущие позиции в развитых странах Запада в последние годы. Своими корнями это направление уходит в эпоху реформ-педагогики начала ХХ века. Элементы того, что в настоящее время обобщенно называют «конструктивистской дидактикой», мы находим практически во всех реформ-педагогических направлениях (М.Монтессори-педагогика, педагогика Д.Дьюи, вальдорфская педагогика, педагогика Френе, Йена-план и др.). Благодаря исследованиям когнитивного развития ребенка в школе Ж.Пиаже многие элементы в практике (дидактике и методике) школ этих направлений нашли свое обоснование со стороны теории развития. Кроме этого последователи Ж.Пиаже пытались сами создать дидактику на основе его теории (прежде всего, ученик Ж.Пиаже Х.Эббли, создававший дидактику в непосредственном сотрудничестве с Ж.Пиаже [1]). Так как влияние идей Пиаже в ХХ веке было огромным в настоящее время существуют десятки авторов в разных странах, использующих его идеи в педагогике. Помимо Пиаже к «отцам-основателям» современной конструктивисткой дидактики (прагматического конструктивизма) относят Д.Дьюи, и Л.С.Выготского [2].

Общее всем этим направлениям – при всех существенных различиях - является положение о том, что источник развития следует видеть не в обучающих действиях взрослых, но в саморазвитии и самосроительстве ребенка в его интерактивном взаимодействии со средой своего обитания [3]. При этом «среда обитания» или обучающая среда - включает в себя и соответствующую культуру [4]. «Развитие, понимаемое таким образом, является в известном смысле конструированием самого себя. Хотя человеку и необходим окружающий мир с его импульсами и препятствиями, но этот окружающий мир не детерминирует развития, … [наоборот] сам этот окружающий мир конструируется познающим организмом» (Oeter/Montada 1982, 27).

Идея обучающей среды – это антитеза ведущей роли взрослого (основное положение традиционных систем обучения). В этом отношении следует различать идеи крайнего, радикального конструктивизма, стремящегося свести роль взрослого вообще к минимуму, и менее крайние, менее радикальные позиции.

При освоении данной концепции обучения, которая – помимо практической реализации принципов конструктивизма в создании обучающей среды и активных методов и средств обучения, например, создаваемых в нашей стране музеев занимательной науки - важны параллельные изучение, разработка и внедрение новых активных форм организации обучения (свободная работа, работа по недельному плану, проекты и недельные проекты, эпохальная система обучения и др.), а также оценки учащихся (защита проектов, портфолио, учебный контракт, учебный дневник, презентация, самооценка, оценочный совет, наблюдение процесса, сертификат, анкета обратной связи), соответствующих данному подходу. Такие формы также разрабатывались и исследовались на Западе, но мало изучены и освоены в нашей стране [5].

Понимание теоретических оснований данных форм обучения и оценивания и основанных на них новых форм коммуникации («ученик-учитель», «ученик-ученик») являются необходимой частью подготовки и переподготовки учительских кадров, задействованных в проектах по созданию обучающей среды. Для этого необходим теоретический анализ и подготовка соответствующих учебных пособий, разработка курсов. Для успешного освоения данного подхода необходима также апробация и включение вышеперечисленных форм организации обучения и оценки учебных достижений в нормативные акты (на начальных этапах хотя бы в качестве эксперимента). Не следует забывать, что организация и работа средового обучения, музеев занимательной науки и др. форм активного обучения складывалась в совершенно иных условиях образовательных систем в странах Европы и США, прежде всего в условиях широкого плюрализма [6] методов обучения. В рамках конструктивистской дидактики разработаны и описаны десятки методов обучения.

В данной статье мы кратко рассмотрим базовые теоретические положения конструктивистской дидактики, прежде всего идеи Ж.Пиаже [7] в аспекте следствий из его теории для обучения и теорию опыта Д. Дьюи [8]. Теоретические основы конструктивистской педагогики

Что такое конструктивизм?

Конструктивизм – это общее обозначение для различных направлений в науке, искусстве и философии, которые ставят в центр понятие конструкции для обозначения производимого в этих областях продукта. Поэтому в философии конструктивизмом называют теоретико-познавательную перспективу, которая понимает познание, как прежде всего конструирование и тем самым формулирует точку зрения, противоположную метафизическим и реалистическим теориям познания. В настоящее время существует огромное множество направлений в разных областях знания, которые относят себя к конструктивизму. При этом эти направления могут существенно отличаться друг от друга. Можно выделить две основные группы – натуралистический и культурно-исторический конструктивизм.

Историю идей конструктивизма можно проследить вплоть до античности. Человеческая деятельность, как конструирование, встречается прежде всего в математике (геометрии, но также и в арифметике). Однако, сама идея о том, что человек сам создает (конструирует) свои философские системы и модели мира встречается, как мотив, во многих системах мысли. Здесь подчеркивается активная роль субъекта познания в противоположность пассивной роли в теориях эмпирического типа (сенсуализме, теории отражения и т.д.) [9].

В качестве основного тезиса конструктивизма можно сформулировать положение о том, что процесс восприятия не отражает никакой действительности, но человек создает (конструирует) свою относительную и субъективную реальность.

Конструктивизм как теория восприятия, познания и знания содержит положения о природе приобретения знания. Как теория познания и теория учения он обсуждается во всех отраслях педагогики. Радикальный конструктивизм исходит из тезиса, что учение осуществляется полностью самоорганизующимся и самоуправляющимся образом. Согласно такой радикальной позиции педагогическое воздействие извне в приобретении знаний не является эффективным вовсе. Менее радикальная позиция прагматического конструктивизма пытается связать понятия конструкции и инструкции [10].

Конструктивистская теория учения

Конструктивистская дидактика исходит в этом смысле из следующей основной предпосылки: «Знание, как таковое, никогда не может быть передано от одного человека другому. … Единственный способ, каким образом организм может приобретать знание, это создавать его самому или конструировать его для себя. Деятельность преподавания должна рассматриваться как попытка так изменить окружающую среду ученика, чтобы последний смог построить такие когнитивные структуры, которые хочет передать ему учитель» (Эрнст фон Глазенфельд). Другой классик математического конструктивизма П. Лоренцен пишет следующее: «мы только тогда что-либо понимаем, когда сами можем это создать». [11]

В противоположность традиционным теориям, согласно которым знание сообщается от учителя ученику путем прямой инструкции, конструктивистская теория учения понимает учение, как процесс самоорганизации знания, которое происходит на основе построения смыслов и действительности каждым отдельным учащимся и тем самым является индивидуальным и непредсказуемым. Учитель должен создать многообразное окружение (среду) по возможности богатую, мультимодальную (обращенную ко многим чувственным качествам), интересную и ориентированную на коммуникацию (взаимодействие, интеракции). Эта среда с одной стороны обращена к опыту, уже имеющемуся у ребенка, с другой должна содержать в себе загадки и потенциальные открытия. Среда должна привлекать детей, побуждать их к поиску, исследованию, самоориентации, к обнаружению проблем и поиску их решений. Таким образом, в конструктивистской дидактике происходит радикализация обучения, центрированного на ученике: учитель отказывается от прямого сообщения знания, но предоставляет ученику возможность сконструировать свое знание самому на основе предоставленного материала. Учитель и учебный материал должны помочь ученику самостоятельно строить свое знание.

Учение Ж.Пиаже, как основа конструктивистской педагогики

Конструктивистская педагогика основывается на теории Ж.Пиаже и объединяет ряд подходов к обучению и воспитанию детей. В них, как мы показали выше, исходят из того, что знания, ценности, интеллект, мышление, автономия, самостоятельность и другие характеристики личности не могут быть сообщены человеку извне, но должны быть сконструированы самим ребенком активно в его внутреннем. Последнее происходит в интеракции (взаимодействии) с материальным и социокультурным окружающим миром (средой). При этом Пиаже различает два основных процесса:

1. Ассимиляция: ребенок воспринимает информацию из своего окружения и интерпретирует ее в соответствии со своими предшествующими знаниями и опытом.

2. Аккомодация: ребенок модифицирует свое знание на основе противоречий и недостаточности имеющихся знаний (операций). В результате ребенок получает новый опыт, то есть происходит развитие.

Собственный вклад ребенка в свое мышление можно ясно увидеть на многочисленных примерах неправильных представлений или концепций, высказываемых детьми и которым дети, естественно, не могли научиться у взрослых. Эти представления дети сконструировали сами, пытаясь понять свои впечатления, осмыслить свой опыт. Рассматривая мир представлений детей становится ясно, что мышление маленьких детей качественно отличается от мышления более старших детей или взрослых. В соответствии с этим, согласно конструктивистскому подходу, дети мало могут взять из поучения взрослых, то есть из прямого обучения [12]. В гораздо большей степени для своего развития они делают сами и достигают более высоких уровней развития путем собственных усилий. В результате столкновения и активного взаимодействия с окружающим миром дети совершенствуют свои мыслительные способности, их знания становятся более дифференцированными и соотнесенными с реальностью. Но этот прогресс в мышлении есть прежде всего их собственная заслуга, а не заслуга родителей или воспитателей. Последние могут только так поддержать это развитие, что создают для них особо богатую среду (окружающий мир), в котором дети получают многообразные впечатления для последующего обдумывания и в котором они могут развернуть свой богатый творческий потенциал. При этом речь идет обо всем спектре развития: когнитивном, эмоциональном, социальном, моральном.

В настоящее время господствующей точкой зрения является позиция прагматического конструктивизма, стремящегося объединить дополнить идеи конструктивизма и прагматизма.

Что такое прагматизм? [13]

Греческое слово прагма означает действие или дело. Согласно прагматизму основной характеристикой бытия человека является действие. Человек может воздержаться от познания, от занятий наукой, - люди жили и в донаучную эпоху - но он не может воздержаться от действия, чтобы жить (выживать). Поэтому практическое действие, а не теория – основной элемент взаимодействия человека с действительностью.

Главный прагматический принцип: «Подумай, какие мыслимо возможные действия мы можем приписать в представлении предмету нашего понятия. Тогда наше понятие о действиях и является полным понятием предмета». Это положение служит методом прояснения понятия, согласно которому содержание значения понятия состоит в его возможных следствиях для действия. Прояснение и возможная корректура понятий происходит благодаря экспериментальному взаимодействию с действительностью. Для прояснения смысла понятия, однако, не обязательно, чтобы следствия наступили фактически. Достаточно мыслительного эксперимента, в котором понятийно раскрываются возможные практические следствия [14].

Результаты, добытые таким образом, должны себя оправдать в процессе коммуникации совместно действующими и исследующими людьми. Таким образом, истина – это не отражение действительности в сознании, и не соответствие мышления наличному положению дел (классическое определение истины), а согласие всех членов «бесконечного исследовательского сообщества». «То убеждение, которое определено к тому, чтобы в конце концов найти признание всех исследователей, представляет собой то, что мы понимаем под истиной и предмет, который репрезентирует это убеждение, суть реальный».

Джон Дьюи предпринимает попытку сделать прагматизм действенным для политики и педагогики. Для него познание (понятие) – это инструмент успешного действия (инструментализм) и служит для овладения ситуацией или решения практической проблемы. Мышление и познание можно лучше всего объяснить благодаря тому, как они функционируют в определенных связях действия. На этом философском фундаменте Дьюи разработал свои предложения для реформы педагогики (теории и практики).

Главный вопрос Д.Дьюи: как можно так построить обучение, чтобы ученики в будущем смогли выполнить свою роль граждан в свободном демократическом обществе? Как достичь того, чтобы учеников не поучали, но чтобы ученики получали свой собственный опыт? Его ответ: школа должна стать жизненной средой, ландшафтом учения, в котором могут жить и учиться ученики и учителя: учиться в процессе жизни и жить в процессе учебы. Отсюда важный принцип преодоления изоляции традиционной школы от опыта жизни, внесение в пространство школы внешкольного опыта и использование жизненных реалий повседневности в целях обучения. Основанием такого учения, раскрывающего его механизм, является теория рефлексивного опыта, предполагающего в целостном понятии опыта две взаимообусловленные стороны: активный и пассивный опыт. Человек активно воздействует на природную и социальную среду (активный опыт) и получает ответ (пассивный опыт). На основе этой теории опыта конструируется среда, в которой ребенок может учиться оказывая на элементы среды какое-то действие и получая от нее ответы, т.е. путем активного взаимодействия со средой. Ребенок зажигает спичку и обжигается. Он учится не через обучающее воздействие взрослого, но получая опыт: огонь жжется.

Заключение

Современное образование находится в стадии трансформации от старой модели школы знаний к новой, школе компетентностей. Педагоги ищут ответа на старый вопрос о том, чему учить и как учить в условиях трансформации цивилизации. Активные и интерактивные методы обучения, обучение через создание обучающей среды, основывающиеся на принципах прагматического конструктивизма, а также различные формы самоорганизации в обучении, выходят на передний план инноваций в образовании в развитых странах. В настоящее время в основном преимущество отдается смешанным формам обучения, призыв к многообразию методов и подходов к обучению, к педагогической эклектике – взаимопроникновению разных подходов (методов), взаимодополнению одних другими.

 

Литература:

DeVries, R./Kohlberg, L.: Constructivist early education: Overview and comparison with other programs. Washington: National Association for the Education of Young Children 1990

DeVries, R./Zan, B.: Herstellen einer konstruktivistischen Atmosphäre im Klassenraum. In: Fthenakis, W.E./Textor, M.R. (Hrsg.): Pädagogische Ansätze im Kindergarten. Weinheim, Basel: Beltz 2000, S. 132-144

Kamii, C./DeVries, R.: Group games in early education. Implications of Piaget's theory. Washington: National Association for the Education of Young Children, 5. Aufl. 1991

Oerter/Montada Entwicklungspsychologie, Belz 1995

Roopnarine, J.L.: Kommentar: Der konstruktivistische Klassenraum - das Dilemma, in einer Welt voller Unterschiede zu erziehen. In: Fthenakis, W.E./Textor, M.R. (Hrsg.): Pädagogische Ansätze im Kindergarten. Weinheim, Basel: Beltz 2000, S. 145-153

Д.Дьюи Демократия и образование М. 2000

Д.Дьюи Психология и педагогика мышления, М. 1997

 

[1] Ханс Эббли также участвовал в разработке генетической теории познания Ж.Пиаже, являющееся выражением крайнего конструктивизма в теории познания.

[2] В контексте конструктивистской дидактики идеи Выготского интерпретируются существенно иначе, чем в нашей стране.

[3] Педагогика М.Монтессори так и называется: саморазвитие ребенка в специально созданной культурной среде.

[4] В советское время в нашей стране теория Пиаже подвергалась критике за «биологизм» и отрыв от «культуры». В основе этой критики лежит недоразумение: под «средой» наши авторы подразумевали биологическую среду, в то время, как у Пиаже «организм», «среда» и т.д. – это метафоры. Как для животного организма среда – это природное (естественное) окружение, так и для человека естественным (для него «природным») является культурная среда обитания (язык, уклады и т.д.).

[5] В последние годы в нашей стране осваивается ряд альтернативных методов оценивания уч. достижений. Это портфолио и самооценка.Интенсивно осваивается также метод проектов. Подлинный смысл этих методов становится понятным в рамках. прагматико-конструктвивстской теории обучения.

[6] По нашему вариативности.

[7] О теории Ж.Пиаже существует огромная литература на русскомязыке. Что касается выводов из его теории для обучения, то эта тема разработана недостаточно, в основнойм в критической аспекте, так как выводы из его теории противоречат основной идее советской дидактики о том, что «обучение ведет за собой развитие».

[8] Педагогические и философские идеи Д.Дьюи осваиваются в России лишь недавно.

[9] Самый яркий пример – система Э.Канта. Кант объяснял возможность математики тем, что числа конструируются самим человеком. Ж.Пиаже называл свою теорию познания «динамический кантианизм» (В.З.)

[10] Отсюда видно, что с точки зрения конструктивизма образование не может состоять в передаче накопленного человечеством опыта последующим поколениям, так как опыт вообще невозможно передать, его можно только самому приобретать.

[11] Дословно «изготовить» - herstellen.

[12] Пиаже критикует так. наз. вербализм, когда ребенок повторяет сообщенное ему знание автоматически, без внутреннего понимания. Традиционная система оценивания по большей части построена на таком вербализме (псевдо-знании).

[13] Петер Кунцман, Франц-Петер Буркард, Франц Видман Философия, dtv-Atlas, М. 2002, стр.172

[14] Так, например, понятие «развития» у разных ученых можно прояснить с этой точки зрения благодаря тому, что мы мысленно представим себе возможные следствия данного понятия для практики обучения и воспитания, а не при помощи метафизической категории «сущности», отвечая на вопрос в чем сущность развития? - точки зрения традиционной философии, с которой прагматизм спорит

См. также:

  • Меняем шины осенью - когда?;
  • Электронные микроскопы - особенности и виды