Становление научной школы политехнического образования М.Н.Скаткина.

Занаев С.З.

Многогранная научная деятельность М.Н.Скаткина касалась различных направлений развития педагогики, в том числе теории и практики политехнического образования. Идея политехнического образования приобрела социально-политическую значимость и получила одно из центральных направлений в отечественной педагогике советского периода. Развитие крупного механизированного производства создало оптимальные условия для создания научной школы политехнического образования. В 1920-х – начале 1930-х гг. велись интенсивные дискуссии и поиски дидактической системы политехнического образования. Активное участие в них принимал также М.Н.Скаткин, работавший в этот период учителем начальных классов сельской школы, входящей в состав Первой опытной станции Наркомпроса С.Т.Шацкого. Обучая в школе детей, М.Н.Скаткин учил также их родителей на занятиях (ликбеза) в избе-читальне, в тоже время, он учился сам на курсах организованных С.Т.Шацким для своих коллег.

Справедливо полагая, что реформы образования трудно осуществить без соответствующей подготовки педагогических кадров, С.Т.Шацкий много внимания уделял их подготовке. М.Н.Скаткин, высоко оценивал значение этих курсов в повышении квалификации работников образования. Представляют интерес некоторые подробности из опыта их работы, которыми он делился с коллегами. Один из его современников Я.А.Береговой вспоминал, как Михаил Николаевич рассказывал «В субботу и воскресенье школы не работали. Все годы существования Станции вначале каждую субботу, а затем в 2 субботы раз сюда собирались учителя всех ее школ. Обсуждались результаты работы за период от прошлого сбора, отмечались успехи и недостатки, разрешались затруднения, обменивались опытом, намечались планы работы до следующего сбора, ставились всем конкретные задачи. Ученые Педагогического центра Станции регулярно бывали в школах, следили за работой учителей, оказывали им постоянную помощь, наглядно видели, как на практике осуществляются их научные разработки, насколько они жизненны, эффективны или негодны. В летние каникулы ежегодно проводились двухмесячные учительские Курсы, где учителям читались лекции по новейшим достижениям, приемам и методам обучения и воспитания отечественной и зарубежной педагогики и психологии, проводились практические занятия по овладению этими приемами и методами, более глубоко обобщались результаты истекшего учебного года и сообща намечались задачи на следующий, ставились научные и практические педагогические задачи, определялись пути их решения, шел углубленный обмен добытым опытом и т.д. Учителя участвовали в физическом, производительном труде в мастерских, на полях и фермах Станции, участвовали в культурно-просветительной работе среди местного населения, в самодеятельном искусстве, пели песни, отдыхали, занимались спортом. Они чувствовали себя здесь уютно в едином, дружном, братском коллективе коллег и соратников» [1, C. 14]. Такая организация деятельности курсов гармонично сочетала научно-теоретическую подготовку с обменом опытом, позволяла быстро проводить апробацию и внедрение научно-методических достижений в педагогическую практику. Организация физического, производительного труда, активных развивающих занятий, общения и отдыха, разнообразили и являлись необходимым дополнением в их работе.

Успехи деятельности станции были обусловлены во многом хорошей подготовкой педагогических кадров, объединенных общей образовательной идеей. Эти постоянные встречи, творческие контакты, консультации и обмены опытом коллег на курсах, способствовали более успешному повышению квалификации сотрудников станции. С.Т.Шацкий вырастил целую плеяду своих активных сотрудников.

Станиславу Теофиловичу удавалось через педагогическое управление средой, оказывать успешное воспитательно-образовательное воздействие на всех членов окружающего социума. Воспринимая окружающую среду как средства воспитания, он активно изменял, и преобразовывал ее вместе с учащимися, оказывая тем самым опосредованное воспитательное воздействие на них же.

Для изучения деятельности Первой опытной станции ее часто посещали не только отечественные но и зарубежные ученые-педагоги, общественно-политические и профсоюзные деятели. На основе изучения работы Первой опытной станции С.Т.Шацкого, Наркомпрос в дальнейшем создал затем еще 10 Опытных Станций в различных регионах России. С.Т.Шацкий впоследствии руководил всеми опытно-экспериментальными учреждениями комиссариата просвещения.

Позднее вспоминая эти годы М.Н.Скаткин констатировал, что «в 1937 году все опытные школы и станции, а их к этому времени было уже около 100 в 25 регионах страны были ликвидированы. Между тем, многие идеи и педагогические находки тех лет могли быть творчески использованы и сегодня при осуществлении реформ» [2, C. 24-25]. Высказывание ученого, касавшееся образовательных реформ второй половины 1980-х годов, по своей сути во многом было обращено вперед, тем самым необходимо его учитывать при попытках улучшения работы системы образования.

В отечественной педагогике рассматривались различные аспекты работы Опытно-показательных учреждений Наркомпроса, например, изучая их деятельность (1918-37 гг.) Г.А.Сыченкова выделила, что их организация «создала благоприятные предпосылки успешного решения вопросов теории трудового воспитания, накопления и обобщения коллективного опыта учительства по созданию единой трудовой школы, построенной на принципах политехнизма, общественно-трудовой активности и творческой самодеятельности учащихся, с учетом социальных потребностей общества» [3, C. 21].

Общепризнанной заслугой С.Т.Шацкого является то, что у своих коллег он стремился пробудить интерес к научно-исследовательской деятельности. Первые научные работы М.Н.Скаткина были написаны и опубликованы при его помощи. В этих работах раскрывались проблемы обучения сельских детей, проводился всесторонний анализ жизни, быта и уклада крестьян, показывались трудности и сложности, встречавшиеся на пути начинающих учителей того времени,

Появление этих статей выявило и отточило способности М.Н.Скаткина к научно-педагогическому анализу. В дальнейшем он постоянно принимал активное участие в различных дискуссиях на страницах педагогической печати по многим проблемам школьного образования.

Многие бывшие воспитанники Первой опытной станции и сам М.Н.Скаткин, с большой благодарностью и теплом вспоминали о годах учебы и работы под руководством С.Т. Шацкого, об организации им разнообразных видов деятельности направленного на их разностороннее развитие и образование. В исследованиях М.Н.Скаткина часто проводился анализ и сопоставление этих лет его становления, как ученого-педагога. Несомненно, что за период работы в Первой опытной станции, М.Н.Скаткин под руководством С.Т.Шацкого, прошел хорошую школу педагогической и научно исследовательской деятельности. В дальнейшем при разработке различных концептуальных положений вошедших в основу построения отечественной системы образования, политехнического обучения подрастающих поколений. Михаил Николаевич развивал и опирался на основные идеи и принципы своего учителя. Ведущими из которых являются (связь обучения с жизнью, с трудом, активность и самостоятельность учащихся в освоении техники, технологии, организации и экономики производства, педагогическое руководство политехническим образованием, подготовка и повышение квалификации педагогов). В деятельности школы комплексной взаимообъединяющей всех идеей выступало взаимодействие семьи, школы и общественности в воспитании подрастающих поколений. Важная роль здесь отводилась общественно-полезному производительному труду. При этом общее образование, являлось фундаментом политехнической, трудовой подготовки, социализации и становления личности, в свою очередь повышало мотивацию и активность детей в обучении, поднимало качество усвоения знаний, их функциональность для теоретического и практического применения.

М.Н.Скаткин внедрял концепцию естественнонаучного образования, в разработке которой он принимал активное участие, в частности, как сотрудник Института научной педагогики, Программно-методического института. Одним из ведущих принципов этой концепции была научность образования. Сущность этого основного положения выражалась в том, что, сохраняя описательное богатство естественнонаучных дисциплин, осуществлялось теоретическое осмысление учащимися устойчивых связей между внешними свойствами природных объектов и внутренними факторами, объясняющими эти свойства. Им был подготовлен учебно-методический комплекс по естествознанию для начальной школы – учебники по естествознанию для младших школьников, методические пособия для учителей. Учебно-методический комплекс естествознания строился на принципах связи теории с практикой, с трудом, активности познавательной деятельности, исследовательского подхода. Таким путем закладывались дидактические основы политехнического образования. Эта работа проводилась на основе сотрудничества с другими научными школами.

Развитие массового всеобщего образования, политехнического обучения, допризывной подготовки и патриотического воспитания молодежи предвоенного поколения как будущих тружеников и защитников Родины, в духе всеобщей дружбы и единства между народами всей страны, явились важным и неоспоримым фактором победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. За период войны был накоплен богатый опыт организации различных видов постоянного, промышленного и сельскохозяйственного труда учащихся. Труд школьников на производстве, на полях колхозов и совхозов был воистину героическим. В широкой печати освещались ратные и трудовые подвиги воинов, передовиков производства, комсомольских и пионерских организаций призывавшие к труду в разнообразных видах деятельности, поднимавшие социальное значение участия в общенародном деле победы.

В послевоенный период в стране создалась благоприятная ситуация для развития политехнического образования. Страна залечивала раны нанесенные войной, на освобожденных от врага территориях заново строились и ремонтировались города и поселки, заводы и фабрики, восстанавливались колхозы и совхозы, развивался военно-промышленный комплекс, велись исследования по освоению космоса, открывались школы и детские сады и т.д.

Для успешного решения насущных жизненных народнохозяйственных вопросов в соответствии с директивами XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-55 годы и решениях ЦК КПСС по сельскому хозяйству ставились задачи осуществления политехнического обучения в средней школе и проведение мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению.

М.Н.Скаткин в этот период участвовал в организации педагогических чтений, конференций, читал циклы лекций в Центральном институте переподготовки кадров работников образования (ЦИПКРО), вел научное руководство работой аспирантов, публиковал много различных работ по политехническому образованию учащихся. Тем самым, в этот период складывалась его научная школа политехнического образования. Становлению отечественной школы политехнизма благоприятствовало состояние социокультурного и воспитательно-образовательного развития страны, устранявшей последствия послевоенной разрухи. В эти годы М.Н. Скаткин, со свойственным ему энтузиазмом принимал активное участие в строительстве общеобразовательной политехнической школы в стране. Методологической основой его научной школы выступало профильное обучение, сельская и городская школа, промышленные и сельскохозяйственные предприятия служили базой политехнического образования. В этой работе огромную роль сыграла и деятельность А.Г.Калашникова, имевшего громадный опыт исследования трудовой школы, политехнического образования.

В середине 50-х гг. научная школа М.Н.Скаткина начала окончательно складываться. В ней были представлены специалисты по различным педагогическим направлениям – преподавание основ наук, изучение промышленного и сельскохозяйственного производства, внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству. С Михаилом Николаевичем по сельскохозяйственному опытничеству работал С.В.Щукин. Было налажено сотрудничество с Московской станцией юннатов. Н.П.Булатов исследовал вопросы преподавания электротехники, проведения внеклассных занятий, технического творчества школьников. Т.З.Савич изучала педагогический процесс усвоения теоретических и практических основ химии. В.Н.Скосырев занимался проблемой проведения производственных экскурсий, кружковой работой. Теорией политехнического образования занимался П.Р.Атутов. Лаборатория политехнического образования Института общего и политехнического образования под руководством М.Н.Скаткина превратилась в ведущее учреждение реформы школы, проводившейся в конце 50-х – начале 60-х гг. В период с 1948-1957 гг. М.Н.Скаткин был заведующим сектором дидактики а затем политехнического образования НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР г. Москва.

Методологическим, объединяющим стержнем проходившей перестройки являлось соединение обучения с производительным трудом школьников на политехнической основе, позволявшее им в старших классах получить начатки профессионального образования и дальнейшее успешное включение в непрерывное образование. В различных регионах страны создавались ряд дочерних лабораторий. Одной из таковых была Волгоградская лаборатория АПН СССР, Волгоградская школа №1 стала экспериментальной площадкой лаборатории по исследовательской программе 50, а затем и 500 школ [4]. С расширением эксперимента целый ряд волгоградских школ включились в эксперимент, - школы №№ 3, 7, 8, 20, 27, 50. В дальнейшем они стали опорными для перехода всех школ в систему общего, политехнического, начального профессионального образования. Вокруг Волгоградской лаборатории АПН РСФСР сгруппировались директора школ (В.П Баранов, А.Д. Зайченко, А.М.Розка, Б.И.Сырыщев и др.), учителя городских и сельских школ, в эксперимент включились преподаватели и аспиранты (П.И.Пидкасистый, В.Ф. Афанасьев, Н.И.Бабкин, И.Ф.Герасименко, Г.И.Школьник и др.), сотрудники института повышения квалификации учителей.

Научная школа политехнического образования М.Н.Скаткина интенсивно занималась сельской школой, хотя эта проблематика разрабатывалась специальными подразделениями, действовавшими в структуре АПН РСФСР (К.А. Иванович, А.А.Шибанов, К.Ш.Ахияров, И.Ф.Раздымалин и др.) Общественно-педагогическое движение за привлечение школьников к сельскохозяйственному труду превратилось в средство политехнического образования. К этому периоду относится организация в стране хорошо зарекомендовавших себя ученических производственных бригад, дававших школьникам политехнический по своему характеру опыт экономической и управленческой деятельности. Число ученических производственных бригад и звеньев приблизилось к сотне тысяч, небольшая часть из них принадлежали городской школе. Школьники удачно сочетали здесь освоение основных сельскохозяйственных профессий: пахарей, агрономов, полеводов, овощеводов в процессе непосредственного соединения обучения с производительным трудом и активного развивающего отдыха. В различных средствах массовой информации находили широкое освещение многие интересные почины и достижения в этом направлении, создавая тем самым общий положительный настрой населения к этим движениям. В целом они служили огромную положительную роль в политехническом всеобуче, через распространение среди населения, передовых для того времени методов и приемов земледелия, огородничества и садоводства.

Складывающаяся научная школа политехнического образования М.Н.Скаткина привлекала в свой круг все увеличивающееся число ученых и учителей. С.М.Шабалов разрабатывал общую методологию политехнического образования [6]. Публиковались работы по политехническим аспектам кружковой работы. Шло накопление практического опыта изучения школьниками различных видов техники. В недрах научной школы политехнического образования М.Н.Скаткина зрел плод системного подхода к проблеме. Его носителями были П.Р. Атутов, В.П. Беспалько, Л.И. Логвинов, П.И. Ставский. Дидактическая система политехнического образования получила развитие у последователей М.Н.Скаткина, в частности в научной школе П.Р.Атутова. В лаборатории политехнического образования (зав. лаб. Н.И.Бабкин) [7] было обосновано положение о том, что типичным является не только широко распространенная техника, но и новая, новейшая, принципиально новая техника [8], [9]. Хотя она и подчас малочисленна по количеству объектов, однако ее производственный потенциал столь велик, что она-то и обеспечивает высокий экономический эффект, на усвоение ее принципиальных основ и направлено политехническое образование.

В 1960-1964 гг. М.Н.Скаткин являлся заведующим сектором основ общего и политехнического образования НИИ методов обучения. В этот период им проводились работы по исследованию методов обучения. Революционную роль сыграла статья М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера, раскрывавшая систему методов обучения в связи с активностью учащихся в обучении [11]. В ней рассматривались методы обучения по схеме: объяснительно-иллюстративные => репродуктивные => проблемное обучение => частично-поисковые или эвристические => исследовательские. Обучение по этой схеме поднимало познавательную деятельность на уровни, необходимые для политехнического образования. Объяснительно-репродуктивные, частично-поисковые методы способствовали формированию политехнического кругозора; аналитико-синтетическое исследование его приводило к обобщенным понятиям о технике, технологии, организации, экономике, управлении производством, на основе которых формировались гибкие умения теоретической и практической деятельности; методы проблемного обучения развивали в личности школьников мотивацию, мышление, умения деятельности, значимые для социально-профессионального самоопределения, непрерывного образования, освоения социально-экономических и научно-технических инноваций.

Большое внимание уделялось разработке дидактических основ теории политехнического образования. Исследования базировались на методологических положениях о всестороннем развитии личности, формировании подвижности работников современного производства; на дидактических идеях Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.Г.Калашникова, М.Н.Скаткина о содержании, методах и формах организации политехнического образования; на результатах исследований Э.А.Аксеновой, П.Н.Андрианова, П.Р.Атутова, Н.И.Бабкина, А.К.Бешенкова, В.А.Горского, В.Г.Зубова, К.А.Ивановича, В.М.Казакевича, Г.В.Пичугиной, В.А.Полякова, М.В.Рыжакова, И.А.Сасовой, П.И.Ставского, С.Н.Чистяковой, С.Г.Шаповаленко, Д.А.Эпштейна и других ученых создававших свои научные школы и развивших эти идеи до уровня теорий и практических методик. Основные положения дидактической концепции политехнического образования следующие: соединение обучения с производительным трудом; генезис содержания политехнического образования под влиянием научно-технического прогресса; функциональная природа политехнических знаний, умений, развития личности; взаимосвязь методов обучения, форм организации политехнического образования и развития личности школьников; целостность системы политехнического образования.

Непрерывно развивавшаяся научная школа политехнического образования М.Н.Скаткина инициировала проблему совершенствования общего образования на основе политехнизации изучения общеобразовательных предметов. Например, математическое образование пополнялось элементами теории множеств, конгруэнтности и т.п. вещами, изучение которых создавало предпосылки для изучения элементов научно-технического прогресса (вычислительная техника, затем компьютеры, электронные сети и т.д.) Создавались задачники с производственным содержанием.

Столь же продуктивные изменения происходили в преподавании и всех других учебных дисциплин в школе, выпускались доступные занимательные общеразвивающие задачники, журналы, научно-творческого, политехнического направления, систематически велись передачи по радио и телевидению. Научно-методические школы, как общественно-научные учреждения связаны с методологией и теорией общей педагогики. В конце 50-х гг. по методике преподавания физики в средней школе была подготовлена книга по вопросам политехнического образования. В четырехтомной методике преподавания физики, подготовленной под руководством В.Г.Разумовского, представлена система политехнического образования в процессе изучения физики. Он разработал проблемы развития творчества учащихся в связи с учебным курсом по физике. Его книга, посвященная современному уроку физики, содержала богатый политехнический материал.

В 60-х гг. научная школа М.Н.Скаткина оформилась в полной мере. Участие его сотрудников в опытно-экспериментальной работе по соединению обучения с производительным трудом обеспечило такой рост её творческого потенциала, что практически во всех регионах Советского Союза работали апологеты научной школы М.Н.Скаткина. Идеями политехнизации целостно пропитывалась вся система образования.

Научные школы имели издательскую базу, они сами инициировали создание и деятельность педагогической печати. Доклады АПН РСФСР, Известия АПН РСФСР, большое количество журналов имели специальный раздел политехнического образования. Существовал журнал “Политехническое образование”, ныне действующий как “Школа и производство”. Конференции различного уровня создавали научно-практическое поле, так что все учреждения образования, а также отделы кадров предприятий получали актуальный педагогический материал. В НИИ общей педагогики АПН СССР с 1975 г. в течение почти двадцати лет выпускалась экспресс-информация по передовому педагогическому опыту, в том числе и по политехническому образованию.

Начатая в эти годы широкомасштабная массовая политехническая образовательно-воспитательная компания, проходила при обязательном и деятельном участии различных административных, профсоюзно-общественных, партийных, подростково-молодежных и хозяйственных органов, средств массовой информации, газет, журналов, телевидения, радио, общие усилия которых были направлены на создание условий для вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда, на формирование положительного настроя населения к ним. Эта активная, единая, общая, целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность ученых, органов образования, администраций школ, педагогических коллективов, различных средств массовой информации способствовала, патриотическому трудовому воспитанию подрастающих поколений, содействовала повышению престижа, авторитета и социальной значимости производительного труда в любой отрасли народного хозяйства, ВПК и армии. Во многих случаях эти общие усилия приносили определенную общественную и социально-экономическую пользу. Так, например, опытническая работа по всей стране приобретала массовый характер, проходившая при повсеместном внимании со стороны ученых-педагогов, растениеводов, лесоводов, садоводов, животноводов, почвоведов, научных лабораторий, природоохранных органов, а также руководителей колхозов и совхозов. В результате этого во многих школах по всей стране организовывались и укреплялись уголки природы, пришкольные учебно-опытные участки, открывались питомники плодово-ягодных и лесных пород, станции юннатов, строились теплицы. Наличие таких учебных объектов позволяло организовать наглядно-образное обучение, «очень ценную в политехническом отношении работу по управлению ростом и развитием растений и вовлечь в нее большое число учащихся». [5, C. 23].

В конце XX в. социально-экономические и научно-технические условия в России были чрезвычайно благоприятны для развития системы политехнического образования. В 1987 г. был обеспечен рост производительности труда на 2,4 %, причем численность работников не возросла, экономия труда в 2,4 млн. рабочих мест путем внедрения новой техники обеспечило более половины прироста производительности труда; 43,7% капиталовложений направлялись на материальное перевооружение станкостроения, электротехники, приборостроения, отраслей для решения научно-технических проблем. В российской индустрии работало 273 тыс. механизированных поточных линии, 40, 4 тыс. автоматических линий. Научно-техническая политика была направлена на разработку и внедрение высоких, наукоемких технологий, развитие военно-промышленного комплекса, выпуск продукции, соответствующих мировым стандартам. Узким местом оставалось производство товаров широкого потребления, оказание сервисных услуг, - социальных, медицинских, образовательных, бытовых. Вместе с тем можно утверждать, что кадровые проблемы в эту пору могли успешно решаться.

Российская общеобразовательная и профессиональная школа, внешкольные учреждения в XX в. накопили богатый и уникальный опыт политехнического образования в процессе соединения обучения и воспитания с производительным трудом. Накопление передового педагогического опыта, а затем и целенаправленная разработка его как научно-педагогическая проблема изучалась довольно широким кругом ученых, учителей, управленцев. Изучение передового педагогического опыта политехнического образования стало необходимым в первую очередь для самих преподавателей. В течении почти трех десятилетий, начиная с конца 50-х гг. система народного образования, педагогическая наука, общественно-партийные организации, предприятия, учреждения и т.д. занимались проблемами политехнического образования. В результате была создана социально-профессиональная структура, успешно развивавшая производство, сервис в широких масштабах, использовавшие высокие технологии, мощную производственную технику, все совершенствовавшееся участие тружеников в управлении производством. Тем не менее, социально-экономические факторы оставались за пределами политехнического образования.

Идеи научной школы политехнического образования М.Н.Скаткина служили основой для появления новых научных школ. В факте их появления отражается диалектика отношений нового и старого. Так, в научной школе П.Р. Атутова был разработан подход к изучению школьниками влияния научно-технического прогресса на общество, экономику, производство, труд и самую личность [12]. Крупные исследования по экономическому воспитанию школьников, проведенные научным коллективом под руководством И.А.Сасовой подняли педагогическую теорию экономического образования школьников на более высокий уровень. Развивающаяся профильная школа открывает возможности получения школьниками разностороннего экономического образования.

Революционное значение принадлежит здесь исследованиям В.М.Казакевича направленным на применение современных информационных технологий в трудовом обучении.

В современных обстоятельствах обращения к высоким технологиям, информатизации всех основных видов деятельности людей, актуализации социальных факторов политехническое образование приобретает новые возможности для развития, при этом необходимо учитывать богатый опыт отечественного образования и в частности научно-педагогическое наследие М.Н.Скаткина с 1920 по 1990 годы, беззаветно работавшего на благо развития образования, политехнической трудовой подготовки подрастающих поколений.

 

Литература:

1. Образование взгляд в будущее. Сборник материалов II Российской открытой научно-практической конференции с международным участием, посвященной С.Т.Шацкому / Под ред. Г.А.Малинина, Л.Ю.Ляшко – Обнинск, 2004. – С. 14.

2. М.Н.Скаткин. Взгляд в прошлое, взгляд в настоящее//Семья и шк.-1987.- №11- с.24-25.

3. Сыченкова Г.А. Трудовое воспитание в деятельности опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР (1918 – 1937 гг.) : Дис. … канд. пед. наук. – М., 1994. (Институт общего образования РАО) С. 21.

4. Райский Б.Ф., Розка А.М. Одна из пятидесяти. – Сталинград, 1959. Райский Б.Ф. Политехническая и трудовая подготовка учащихся старших классов. – М.: Учпедгиз, 1963.

5. Скаткин М.Н. Политехническое обучение в школе. // Советская педагогика. 1954. №3. 23 с. C. 22-33.

6. Шабалов С.М. Политехническое обучение. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

7. Бабкин Н.И., Т.В.Денисова, В.А.Кальней и др. Усиление политехнической направленности образовательной и трудовой подготовки школьников: Передовой педагогический опыт. – Вып. 12(144). – М. : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1986. (Ред. коллегия: Я.С.Турбовской (отв. ред.), В.С.Аранский, М.Н.Скаткин и др.)

8. Бабкин Н.И. Сто задач молодому станочнику-металлисту. – М.: НИИ ТОПО АПН СССР, 1987.

9. Бабкин Н.И. Идеи новой школы в педагогической системе М.Н.Скаткина//М.Н.Скаткин и современность: Материалы международной конференции. – М.: РАО, 2000.

10. Бабкин Н.И., Занаев С.З. Научные школы политехнического образования. Вестник Бурятского университета. Сер. 7: Педагогика. Вып. 12.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. С. 5-14.

11. Скаткин М.Н., Лернер И.Я. О методах обучения// Советская педагогика.- 1964.- № 6.

12. Изучение научных основ современного производства в процессе трудовой, профессиональной подготовки учащихся: Методические рекомендации/ Под ред. П.Р.Атутова. – М., изд. АПН СССР, 1987.

Фильтры с системой обратного осмоса Барьер Преимущества фильтров для воды с обратным осмосом Широкий выбор. У нас вы можете подобрать и купить фильтр с насосом для водопроводных систем с низким давлением, 5 или 6-ступенчатые фильтрующие устройства под мойку. Высокий рабочий ресурс фильтрующих модулей.