Старшая школа: тьюторское сопровождение профильного обучения

Т.М. Ковалева

I. Цели и задачи тьюторского сопровождения в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

Л.И.Божович, известный психолог, одна из ближайших сотрудников Л. С. Выготского, исследуя периодизацию психического развития человека, в частности, в старшем школьном возрасте, сделала вывод, что, именно, в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее (1). Как писал Л.С.Выготский, юность и является тем переходным возрастом, в котором сам тип развития меняется с детского на взрослый (2).

Исходя из данной логики рассуждений, старшая школа может создавать специальные условия, в которых процесс взросления будет проходить более продуктивно, а может никак не реагировать на объективные требования юношеского возраста и тем самым тормозить его формирование.

С этой точки зрения, одно из направлений модернизации российского образования, связанное с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, может оказаться ресурсом в построении старшей школы, адекватной формированию юношеского возраста, но только при условии, что оно будет реализовываться вполне определенным образом. Созданию условий для такой реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения и посвящена данная статья.

Предпрофильноая подготовка и профильное обучение в системе отечественного образования уже имеет свою историю.

С начала 1990 года введение гибкого Базисного учебного плана и появление нового типа образовательных учреждений (гимназий и лицеев) способствовали частичной профилизации обучения на основе дифференциации учебных планов и учебных программ. Дифференциация позволила педагогам перейти от единого учебного плана и единообразия в организации школьной жизни к некоторому многообразию.

Но известно, что создание многообразия – это лишь первый шаг – необходимый, но далеко не достаточный для формирования культуры выбора в контексте собственных размышлений о будущем. Создание многообразия (само по себе) может приводить человека не только к позитивным личностным изменениям, но и к негативным: занижению собственной самооценки, к отказу от выбора вообще, иногда выражающемуся даже в агрессивных формах поведения.

В целом, можно констатировать, что с начала 90-х годов для ученика появилась реальная возможность выбора учебных предметов. Но ситуация выбора в рамках дифференциации школьного обучения, как правило, ограничивалась ресурсами самого образовательного учреждения, а поэтому часто сводилась лишь к формальному комплектованию учебных групп. Собственно и сам выбор, и сопутствующий ему процесс самоопределения относительно будущей профессиональной сферы, осознание ответственности этого выбора, самооценка результатов так и не стали сущностной характеристикой старшей школы.

Таким образом, для достижения цели образования в старшей школе, адекватной юношескому возрасту, связанному с обращенностью к будущему, на наш взгляд, необходимо создать специальные условия, направленные на формирование процессов самоопределения и образовательного выбора у каждого старшеклассника.

В хрестоматии «Предпрофильная подготовка: начало эксперимента», вышедшей в 2004 году (3), показаны различные направления предпрофильной подготовки, имеющие своей целью задание процесса такого образования. Это - специально организованные курсы по выбору: предметные и ориентационные, содержание и форма организации которых направлены (в первом случае) на расширение знаний ученика по определенному выбранному предмету и помогающие (во втором случае) ученику определиться относительно профиля обучения в старшей школе.

Этой же цели служит информационная работа, которая знакомит учащихся, преимущественно 9-х классов, с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), с изучением условий приема, особенностями организации образовательного процесса, образовательных программ; посещением дней открытых дверей и прочее.

Большое значение имеют также различные мероприятия по психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Но при реализации таких различных направлений предпрофильной подготовки ключевой проблемой становится проблема координации. Все перечисленные выше направления лишь задают ситуацию выбора для школьника, но остается неясным каким образом и когда - в каком «месте» школьного пространства - осуществляется школьником выбор и самоопределение относительно сначала его образовательного, а затем профессионального будущего, как осуществляется поиск оснований этого выбора, с кем происходит обсуждение результатов и анализ последствий того или иного выбора.

На наш взгляд, процесс формирования ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности, не является естественным, стихийным процессом. Очевидно, что он должен быть педагогически организован и обеспечен. Это может быть достигнуто введением в образовательное пространство школы специальной позиции – позиции тьютора.

В самом общем и предварительном виде (более подробно речь о содержании деятельности тьютора пойдет ниже) целью работы тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), разворачивающиеся в современной школе в ориентации на конкретного ученика, тем самым, предоставляя ему возможности реального индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем.

Необходимо сразу же различить позицию и профессию тьютора. В некоторых образовательных учреждениях (гимназиях и лицеях, школах, как частных, так и государственных) существуют определенные возможности для введения отдельной педагогической «единицы» - тьютора. Но в массовом варианте предпрофильной подготовки и профильного обучения речь идет прежде всего об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения психологами, классными руководителями, завучами или координаторами старшей школы.

Тем не менее, принципиальным является само отличие тьюторской позиции в предпрофильной подготовке и профильном обучении от всех других вышеперечисленных нами:

завуч - создает организационно-педагогические условия для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

психолог - осуществляет диагностическую помощь учащимся;

классный руководитель - отвечает за осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения в своем классе.

В отличие от них, тьютор – осуществляет персональное сопровождение каждого школьника в процессе становления у него ответственного выбора.

Поэтому осуществление каким-либо педагогом тьюторских функций задает тот необходимый педагогический фокус, который, с одной стороны, обеспечивает координацию всех многообразных структур, ставящих своей целью помощь ученику в осознанном выборе, а, с другой стороны, удерживает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения.

Кроме того, именно благодаря осуществлению тьюторских функций, становятся возможны задачи мониторинга динамики процесса становления выбора каждым школьником, а не просто фиксация его хаотичного движения во внешнем многообразии форм предпрофильной подготовки и профильного обучения.

II. Организационно-управленческие условия введения тьюторского сопровождения в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Осуществление тьюторских функций, направленных на педагогическое сопровождение каждого учащегося в классе, позволяет создать такую программу старшей школы, которая учитывала бы различные направления выбора профиля именно этими конкретными учащимися одного класса в зависимости от их перспектив и образа будущего.

Продуктивность предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, на наш взгляд, во многом зависит от организационно-управленческих возможностей школы в рамках такой образовательной программы и ее целенаправленной деятельности по предоставлению выбора вариантов обучения, возможностей предпрофессиональных проб, оптимального сочетания предметного обучения с профильной ориентацией и личным самоопределением школьника.

Конечно, в каждом образовательном учреждении, принимающем на себя задачи осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, будет разворачиваться своя модель образовательной программы, обеспеченная теми или иными региональными, финансовыми, административными, управленческими, организационными и прочими возможностями. Но в любой модели, избранной образовательным учреждением, введение тьюторского сопровождения позволит оптимизировать привлекаемые ресурсы.

Существующее типовое штатное расписание для образовательных учреждений, как мы уже отмечали ранее, не предусматривает специальной должности "тьютор". В сегодняшних условиях тьюторство - это прежде всего особое содержание детско-взрослых отношений в образовательном процессе. Поэтому тьюторские функции могут выполнять учителя-предметники, социальные педагоги, школьные психологи, педагоги дополнительного образования, члены школьной администрации и, наконец, студенты (в том числе, и выпускники данной школы), прошедшие перед этим соответствующую тьюторскую подготовку.

Юридическое оформление тьюторской работы осуществляется в зависимости от нормативно-правовых и экономических возможностей учреждения (образовательной организации): либо за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей социального педагога, школьного психолога и др. в условиях профильного обучения, либо за счет выделения специальной позиции тьютора и заключения с ним отдельного трудового договора (контракта). В последнем случае должны быть представлены документы, регламентирующие деятельность тьютора в школе:

• Устав школы, в котором определяются задачи тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации в старшей школе.

• Положение о старшей школе, где прописываются цели тьюторской работы в соответствии с концепцией старшей школы и задачами предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В тексте любого договора об организации тьюторского сопровождения в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в той или иной степени должно быть отражено следующее:

1. Стратегия развития образовательной организации, направленная на индивидуализацию образования;

2. Концепция формирования педагогической команды, включающая отдельную тьюторскую позицию;

3. Модернизация процессов управления в соответствии с идеями индивидуализации образования;

4. Наличие определенных программ по выбору профиля, элективных курсов, образовательных мероприятий, в том числе сетевого характера;

5. Формы реального участия учащихся и их родителей в построении индивидуальных учебных планов;

6. Организация мониторинга учебной траектории старшеклассника;

7. Создание портфолио учащихся;

8. Финансовая схема осуществления тьюторской услуги.

Должностная инструкция тьютора в старшей школе в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает работу по нескольким основным направлениям:

- способствовать проявлению и реализации учебной и общественной инициативы при выборе и освоении профиля обучения;

- создавать условия для формирования индивидуальных учебных планов учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее;

- организовывать коммуникацию с учащимся, направленную на анализ выбора, результатов, корректировку индивидуальных учебных планов.

Для учащегося тьютор появляется в образовательном пространстве старшей школы либо в результате административного решения (назначения и закрепления тьютора за определенной группой учащихся), либо в результате выбора тьютора самим учащимся. Основанием для такого выбора является желание учащегося работать именно с конкретным педагогом, основанное на опыте предыдущих контактов старшеклассника, коммуникативной совместимости, общности предметных интересов.

В зависимости от существующих организационных и временных ресурсов количество школьников у одного тьютора может варьироваться от одного учащегося до группы наполняемостью до 30 человек. При этом группа может быть как одновозрастной и состоять, например, из учащихся одного класса (параллели), так и разновозрастной, объединяющей ребят с похожими познавательными интересами.

Поскольку основная форма работы тьютора – индивидуальные и групповые консультации, то количество подопечных может рассчитываться, исходя из оптимальной почасовой нагрузки тьютора с учетом того, что каждый учащийся должен иметь возможность часовой тьюторской консультации не реже двух раз в месяц.

Ресурсами для оплаты работы тьютора могут служить:

• специально выделенные в учебном плане школы часы на предпрофильную подготовку, на руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся и т.д.;

• оплачиваемые из бюджета часы, отведенные на дополнительное образование (клубы, студии, секции и т.д.), часть из которых может быть оформлена как "тьюторский клуб";

• средства, получаемые школой за оказание платных образовательных услуг. При этом тьюторское сопровождение может быть оформлена как одна из таких услуг.

В последнем случае работа тьютора должна регламентироваться следующими документами:

• Должностная инструкция тьютора;

• Тьюторская программа с пояснительной запиской;

• Договор с родителями и учащимся на тьюторскую услугу (с реестром тьюторской услуги в качестве приложения).

В Уставе школы (в том разделе, где описаны дополнительные платные образовательные услуги) должны быть сформулированы дополнительные образовательные услуги тьютора для учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, например:

• организация работы по составлению индивидуального учебного плана;

• организация помощи в подборе форм и способов успешного обучения в выбранном профиле;

• организация взаимодействия учащегося с завучем, учителями-предметниками и другими возможными преподавателями для коррекции индивидуального учебного плана;

• вовлечение родителей в процесс оформления и корректировки индивидуальных учебных планов, информирование их о реализации этих планов и общих образовательных результатах учащегося.

Таким образом, в общепедагогическом смысле, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения старшеклассника, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, выступает в роли своеобразного «консультанта по развитию».

В процессе профильного обучения учащийся выбирает и использует те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать его дальнейшему профессиональному становлению. Учащийся старшей школы с помощью тьюторского сопровождения включается в процесс рефлексии своего образования, что позволяет ему наиболее точно выбирать направление профильного обучения и последовательно строить дальнейшие шаги. Тьютор обустраивает, организует и помогает осуществлять этот выбор. Кроме того, тьютор учит старшеклассника тому, как его образовательные достижения могут быть в дальнейшем представлены в социальном пространстве: в ВУЗе, потенциальным работодателям, деловым партнерам.

В конечном итоге, в условиях тьюторского сопровождения учеников 9-11 классов отличает от старшеклассников других общеобразовательных школ особая ответственность в выборе собственной индивидуальной траектории как профессионализации, так и образования в целом. А тем самым, в более полной мере, на наш взгляд, реализуется такая основная характеристика юношеского возраста, как обращенность в будущее.

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Воронеж, 1995.

2. Выготский Л.С. Психология.- М., 2000.

3. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента / Под ред. А.А. Пинского. – М., 2004.