Формирование критического мышления у школьников как проблема современной дидактики

Г. Непомнящий

В условиях экономической глобализации, без умения критически мыслить среднестатистическому индивидууму не обойтись,т.к. из-за характера экономических перемен человеку придется не один раз менять место работы в течение своей жизни. Поэтому обучение направленное на развитие творческих и критических возможностей всех учащихся становится как никогда актуальной. "Крайне важно - отмечал еще в конце 80-х годов И.Я.Лернер - постоянное напряжение мысли учащихся, возбуждение их мыслительной деятельности всеми доступными средствами, направленными на предмет изучения".

Формирование таких общественно значимых качеств необходимых в современном мире,как открытость к обсуждению новых идей, понимания,что ничто нельзя принимать на веру без убедительных доказательств,потребность иметь свою точку зрения и аргументированно её формулировать, является одной из важных целей школьного образования.

Таким образом, центральной задачей школьного образования является создание дидактических условий для успешного формирования у учащихся умений мыслительной деятельности, т.е. учащиеся должны не только запоминать, но и думать. Такая направленность в учебной школьной деятельности требует сознательнго приминения методов проблемного обучения (исследовательский,проблемное изложение и др.) в форме,например, решения проблемных задач.

Работа по развитию умственных потенций учащихся напрямую связана не только с формированием творческого мышления,но и с формированием критического мышления. Под критическим мышлением мы понимаем устойчивую мыслительную деятельность, направленную на анализ фактов и явлений действительности, подвергающую обоснованному сомнению общепризнанные установки и идеи, активно способствующую становлению независимого от "чужого ума" мышления.

Характерными особенностями развитого критического мышления являются:оценочность, включая и ценностную сторону оценки, открытость новым идеям, рефлексия оснований собственных критических суждений. Обучение действиям критического мышления предполагает усвоение таких умений как:применять в спорах аргументы,смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, отличать обоснованное оценочное суждение от эмоционального, выделять причинно-следственные связи и обнаруживать,если имеются,ошибки в них, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале и находить рациональные способы их устранения.

Изучение явления "критическое мышление" показывает,что данный вид мышления может развиваться спонтанно, но стихийное развитие не обеспечивает формирования критического мышления на высоком уровне. Только в процессе обучающей деятельности могут быть сформированы такие структурные элементы данного вида мышления,как поиск возможных неправильностей; видение положительных и отрицательных сторон в объекте познания; различать субъективно выведенное оценочное суждение от суждения основанного на фактах; поиск путей аргументации обнаруженных ошибок. Таким образом, развитие критического мышления должно осуществляться в условиях, связанных с решением учебных проблемных задач.

Сензитивными к учебной деятельности, связанной с формированием выше перечисленными структурными элементами критического мышления,как показывают исследования, являются младшие подростки. Необхимо подчеркнуть, что содержание и организация работы учителя, например, с младшими подростками, связанная с формированием направленности на критическое усвоение получаемой информации и обучение правильному формулированию критических суждений может также способствовать и решению других педагогических задач, как, например, обучение учащихся способам самостоятельного приобретения знаний и рационального включения результатов учебной учебной работы в предстоящие виды деятельности. В нашем случае речь идёт о формировании направленности мышления младших подростков на:

- обнаружение фактологических ошибок в текстах;

- находить и приводить аргументы в поддержку своих утверждений;

- недопущение разного рода ошибок в своих суждениях;

- проверку и сверку информации в сответствии с установленными фактами;

- выявление установленных и преполагаемых фактов;

- неприятие утверждений без соответствующих оснований.

Естественно, что, обучая, например, перечисленным мыслительным действиям, нужно не забывать, что любое обучение, направленное на улучшение у учащихся способности мыслить имеет своей целью применение на практике усвоенного. Поэтому необходимо использовать в учебной деятельности проблемно-познавательные задачи, которые позволяют подготовить учащихся к применению сформированных умений при решении разнообразных проблем вне школы в ситуациях реальной действительности.