Подход к индивидуализации обучения в открытых образовательных технологиях

Петренко О.Л.

Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс при личностно-ориентированной педагогике направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности каждого ученика.

Поскольку личностно-ориентированные технологии ставят в центр своего внимания личность учащегося, то одним из основных вопросов является организация обучения по личной образовательной программе. Такая программа создает комфортность обучения, поддерживает интерес к учебе и обеспечивает непрерывный рост каждого учащегося.

Способом реализации индивидуализации обучения является индивидуальная образовательная программа. Работы по внедрению индивидуальных образовательных программ можно организовать на двух уровнях:

1. Построение индивидуальных образовательных программ ученика за счет возможностей учебного плана и дополнительных образовательных услуг.

2. Индивидуализация обучения внутри выбранной образовательной программы за счет использования новых педагогических технологий.

Индивидуальная образовательная программа позволяет каждому ученику успешно проходить курс обучения в школе и достигать соответствующего уровня знаний наиболее эффективным способом. На современном этапе реформирования школы в основе индивидуальной образовательной программы лежит индивидуальный учебный план.

Под индивидуальным учебным планом будем понимать совокупность учебных программ (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Индивидуальная образовательная программа включает в себя индивидуальный учебный план , курсы дополнительных образовательных услуг, проектную деятельность, самообучение и некоторые другие элементы.

В современной профильной школе важным является девятый класс, в котором ученики должны выбрать профиль дальнейшего обучения. Для этого в девятых классах осуществляется предпрофильная подготовка. Мы использовали в 9 классе курса «Твоя карьера» (на основе программы С.В.Чистяковой). Основная задача курса – это сопоставление потенциальных и профессиональных возможностей и требований. Первая часть курса связана с узнаванием, пониманием самого себя. Любая профессиональная деятельность предъявляет требования к личным качествам специалиста и, для того, чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо соотнести свои качества и возможности с требованиями избираемой трудовой деятельности. В курсе много тестов и заданий, позволяющих познать и проверить самого себя. Вторая часть курса связана со знакомством с различными профессиями. Для этого проводятся практические занятия, тестирование, деловые игры, выполняются творческие задания, позволяющие показать особенности данного вида трудовой деятельности.

Проводится информационная поддержка дальнейшего профиля образования.

Для формирования своего отношения к изучаемому предмету очень важными являются занятия, проводимые преподавателями вузов, так как на этих занятиях ученики знакомятся с необычной для них точкой зрения, чувствуют себя приобщенными к студенчеству, видят перспективы своей будущей профессии.

По окончанию девятого класса ученики имеют возможность поступить в профильный класс, где индивидуальная образовательная программа будет включать базовые курсы, профильные курсы, элективные курсы и курсы дополнительного образования.

Построенная таким образом программа ориентирована на целую группу учащихся, хотя каждый учащийся выбирает состав предметов самостоятельно. Поэтому работы по индивидуализации следует продолжить. Будем рассматривать получившуюся образовательную программу как рамочную конструкцию, внутри которой можно выстроить второй уровень индивидуализации.

Второй уровень индивидуализации связан с применением активных методов обучения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание учениками, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Многие авторы выделяют следующие признаки активных методов обучения:

1. принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

2. достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной;

3. самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень мотивации.

Они основываются на создании условий для реализации возможностей каждого ученика, для его творческой работы, для усиленной мотивации к обучению. Активные методы обучения исходят из того, что научить всему, что понадобится ученику в дальнейшей жизни невозможно. Поэтому нужно учить нахождению путей к новому знанию, поддерживать свой творческий потенциал, нести ответственность за те знания, которые ты получаешь.

Идеи личностно ориентированного подхода и, в частности, активных методов обучения встречались в трудах классиков педагогической науки. Так личностно ориентированный подход уже представлен в работах К.Д.Ушинского. Он писал, что школа должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством, а так как она имеет дело с человеком растущим и развивающимся , умственные потребности которого все расширяются и будут расширяться, то она должна не только удовлетворять потребностям настоящей минуты, но и делать запас на будущее.

По поводу активных методов М.Н.Скаткин писал: «Задача активного усвоения новых знаний и воспитания самостоятельности мышления, необходимость учить школьников искать истину и отстаивать ее заставляют иначе взглянуть на эту проблему. Вместо того, чтобы на каждом шагу вести за руку ученика по наезженной дороге готовых истин, необходимо, по крайней мере в наиболее важных узловых темах учебного курса, использовать другой способ обучения. Активное усвоение знаний и развитие самостоятельности ума школьников происходит тогда, когда перед ними в ходе учебного процесса выдвигается познавательная задача, возникает проблема, обдумывание которой вызывает сомнения в истинности привычных представлений и обобщений, возбуждает поиски новых решений, т.е. творческую работу мышления» (Дидактика средней школы, 1975 г.).

В реализации данного научного подхода большую пользу могут оказать технологии открытого образования.

На уроках открытых образовательных технологий на первый план выходит свободная самостоятельная деятельность учащихся, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний». Те знания, которые есть у ученика, не являются пересказом учебника или повторением за учителем, они являются его собственными, он их пережил и обдумал и только после этого принял.

Технологии открытого образования являются рамочными технологиями. Они построены по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. В технологиях показаны способы их соединения и создания целого урока в данной технологии. Однако мы можем использовать только отдельные приемы, инструменты, части урока. Они хорошо сочетаются со всеми технологиями, используемыми учителями, а также во внеурочной деятельности.

В технологиях открытого образования все обучение идет по индивидуальной траектории при этом единство класса не нарушается. Для создания индивидуальных траекторий обучения в классе создается особая среда отношений учитель-ученик. Учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся. Многие уроки по этим технологиям являются только первым шагом к осознанию проблемы, не делают выводов, не ставят точки над «I», а являются толчком к дальнейшему, самостоятельному обдумыванию данной темы. Урок вообще не предусматривает таких взаимоотношений как, например, «начинаем обсуждать какой-то вопрос, но записывать будем только правильные версии», «ты мне должен сказать еще...», «отвечаем быстренько, быстренько». Учитель не добивается от учеников правильных ответов, а позволяет им найти путь к знанию и самостоятельно получить это знание в рамках скоординированной им дискуссии. В этом сообществе ученик конструирует свое знание, а учитель подправляет, но не подсказками, а ставит его в такие условия, что ученик сам отказывается от своей позиции.

При построении индивидуальной образовательной траектории важно определить начальный уровень знаний, на который будет опираться траектория. В дальнейшем все обучение ведется методом сравнения своего уровня с получаемыми знаниями. Каждый опирается на свой собственный уровень и фактически на каждом уроке у каждого ученика ведется работа с учетом своей начальной точки.

Вот этот начальный уровень либо выявляется, либо создается искусственным путем.

Для выявления начального уровня знаний можно использовать прием маркировочной таблицы. Во время урока каждый учащийся получает напечатанный текст и учитель просит прочитать текст, расставив на полях следующие маркировочные значки:

«V» — это я знаю

«+» — новое, что я узнал

«-» — знание, противоречащее моему

«?» — возник вопрос

После того, как каждый ученик сделал такую разметку, он заполняет в тетради таблицу, состоящую из четырех столбцов, соответствующих четырем маркировочным значкам. Полученная таблица представляет собой тот начальный уровень знания, с которого ученик начинает изучение данного вопроса. Первоначально прирост знаний идет в процессе организованного обсуждения таблиц: в парах, затем в группах. В процессе этого обсуждения некоторые учащиеся получают новое знание, выявляются неясные места и формулируются вопросы. В какой-то момент к обсуждению подключается учитель и может «дообъяснить» необходимый материал.

Если никаких начальных знаний нет, то используется метод, основанный на предсказаниях будущего содержания. Например, на уроках литературы можно попросить учащихся исходя из названия произведения нарисовать, как они себе представляют героев произведения. Можно рассказать об авторе литературного произведения и затем, зная название, предположить, о чем мог бы написать этот автор. Дальнейшее обучение пойдет в сравнении с этим сформированным представлением.

На уроках естественно-научного цикла можно записывать некоторые события и идеи по заданной теме и нужно предположить, встретятся ли они при чтении текста или нет, а затем после прочтения текста проверить правильность своих предположений (перепутанные логические цепи). Другой прием: записываем в таблицу все, что знаем по теме будущего чтения. После обсуждения выявляем спорные вопросы (таблица ЗХУ «Знаю -Хочу знать - Узнал»). После такой предварительной работы процесс чтения становится более целенаправленным и удовлетворяет появившиеся познавательные потребности ученика.

Поскольку фактически все построение знаний идет самостоятельно, то может попадать и неправильное знание, которое в какой- то момент воспринимается как правильное. Это неправильное знание исправляется не традиционным способом, а созданием условий для самостоятельного принятия правильного решения.

Необходимо использовать приемы, позволяющие разрушить существующее знание с тем, чтобы сделать его переоценку.

Одним из способов исправления знаний является получение информации из многих каналов: от учителя, от одноклассников или с помощью других источников информации. Например, весь текст нового материала делится на несколько частей. Каждая группа учеников получает часть общего текста (остальной текст ей пока не известен) и представляет его в виде рисунка. Затем данное изображение объясняется всем присутствующим ученикам и у них складывается определенное представление о каждой части текста. Затем все получают полный текст и метод сравнения сводится к сравниванию новых знаний из текста с предварительно полученными из картинки.

Индивидуальная траектория обучения должна привести за определенное время к нужному уровню знаний. Вопрос времени является очень важным при самостоятельном построении знаний. Нужно учить ребенка чувствовать время, соотносить объемы работ со временем, умение приводить их в соответствие.

Обобщая опыт реализации индивидуальных образовательных программ учащихся необходимо признать, что важным условием успеха является создание определенной среды обучения, построенной на новых организационных, методических и содержательных возможностях современного образования. Положительные результаты достигаются только при комплексном подходе к организации учебного процесса.


Литература:

1. Концепция профильного обучения. Минобр РФ, М, 2002.

2. М.Н. Скаткин. Дидактика средней школы. М,1975 и 1982.

3. Педагогические технологии. Под редакцией В.С. Кукушкина, М., 2004.

4. Г.М. Клименко, О.Л. Петренко. Гимназическое и лицейское образование в школе №204 им .Горького РАО. Сборник статей и материалов ИОСО РАО, ч.1 стр. 58-66, 2001.

5. Г.М. Клименко. Образовательная программа общеобразовательной школы №204 им.Горького Российской Академии образования на 2002-2003 учебный год. М., 2003.

6. Технологии открытого образования. Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта. М., 2002.