Трансформация содержания общего образования на основе специфики регионального образовательного пространства

Шабалин Ю.Е.

В условиях перехода отечественного образования от традиционной к личностно ориентированной парадигме, развития вариативности, поликультурности, демократизации, гуманизации, экологизации и т.д. образования особое значение приобретает регионализация российской системы образования, освобождение ее от излишней централизации, усиление национальных и региональных компонентов содержания, расширение самостоятельности образовательных учреждений, а также возможностей человека в свободном выборе образовательных и профессионально-образовательных программ, востребуемых в условиях конкретного региона.

Понятие “регионализация образования” - признанный научно-педагогический принцип развития мирового образования и не является отражением современной политической конъюнктуры. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.

В настоящее время процесс регионализация делает первые, хотя достаточно уверенные, шаги. В сущности регионализация образования - это продолжение его дифференциации, только на ином уровне. Регионализация объективно необходимый процесс, способствующий решению задач модернизации российского образования, переходу к личностно ориентированной образовательной парадигме. Итогом регионализации должно быть формирование системы образования, оптимально отражающей своеобразие образовательной ситуации каждого российского региона Российской Федерации.

Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Образование, построенное на основе приоритета личностных образовательных интересов человека, функционирующее как система, оказывающая образовательные услуги, потребителем которых является конкретный человек, а не как система по подготовке кадров, где в качестве потребителя выступают производство, экономика, государство, не может ни реагировать на специфические особенности, в том числе региональные, интересов потребителя.

Эта специфика образовательных интересов и потребностей каждого человека является следствием различий не только его личных способностей, но и тех условий, в которых конкретная личность осуществляет свое индивидуальное образование. Для описания данных условий наиболее адекватным представляется использование термина “образовательное пространство”. Именно свойства и специфические особенности образовательного пространства конкретного региона определяют своеобразие его системы образования, отличия от других региональных систем образования.

Под региональным образовательным пространством понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию, функционирующие в конкретном регионе. “По сути - образовательное пространство - это все физические и юридические лица региона, весь регион, только взятый в определенном аспекте - отношении к образованию” (3, С. 149.)

Региональное образовательное пространство представляет собой разновидность сложноорганизованной социальной системы, развивающейся согласно собственным закономерностям, имеющим как субъективный, так и объективный характер. В каждом регионе Российской Федерации функционирует образовательное пространство, своеобразно отражающее особенности и специфику конкретного региона, его традиции, культуру, национальный и религиозный состав населения, уровень экономического развития и т.д. Единство федерального образовательного пространства определяется теми общими элементами, которые присущи всему образовательному пространству страны, имеют место в каждом из региональных образовательных пространств.

Термин “региональное образовательное пространство” представляется в данном случае более уместным, чем используемые в ряде работ понятия: “среда образования”, “маркетинговая среда образования” и ее уровень “макросреда образовательного учреждения”. Маркетинговая среда представляет собой “совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга” (1, С.314). Применение данных терминов вольно или невольно гиперболизирует товарность образования, ставит знак равенства между взаимоотношениями в системах “ученик - учитель” и, например, “парикмахер - клиент”. Знания, умения, навыки, мировоззрение и система жизненных ценностей и отношений, формируемые в системе образования, конечно можно рассматривать в качестве товара, а процесс их формирования и развития, как оказание услуг, но лишь с очень высокой степенью допущения и упрощения.

Взаимоотношения образовательного учреждения, тем более системы образования в целом, с окружением заметно отличаются от взаимоотношений, существующих между потребителем и производителем товаров и услуг. Между этими взаимоотношениями достаточно много схожего, но все таки они специфичны и упрощенное их понимание допустимо только в некоторых особых случаях. И нам не известна граница этих допущений, за которой данная модель описания действительности перестает быть адекватной реальности.

Применение термина “среда образовательного учреждения” допустимо и оправдано, но только в контексте отдельно взятого образовательного учреждения, действующего в ограниченном образовательном пространстве. В этом случае под маркетинговой мезотермой образовательного учреждения следует понимать уровень городского района (в крупном городе), города (малые и средние города, поселки, куст в сельской местности), а в качестве внешней макросреды - город в целом, сельский район и так далее.

Неполнотой страдает и попытка рассматривать образования исключительно как сферу услуг, а педагогический процесс, как процесс оказания образовательных услуг. Такая модель самодостаточна при определенном, ограниченном угле зрения, но ее истинность в иных ситуациях и при других подходах убедительно не доказана.

Образование, как сфера человеческой деятельности слишком специфична, чтобы здесь, без каких-то граничных условий, применять принципы, разработанные для других сфер деятельности. В конце концов, ни кто не пытается использовать химические законы для описания физических явлений и процессов, хотя между химией и физикой есть достаточно близкие, соприкасающиеся области. Сфера образования остается все же отдельной специфической сферой человеческой деятельности, обладающей собственными закономерностями развития.

Не упуская из вида специфичность товарности сферы образования, следует признать, что в обобщенном виде и на определенном уровне ее можно рассматривать как сферу особых образовательных услуг, со всеми вытекающими из данного факта последствиями. Среди следствий, на которые до настоящего времени обращали недостаточное внимание, выделим одну: услугу принимают в том случае, если она необходима. В полной мере это должно относится к образованию. Ненужные услуги оказывать в условиях нормальных рыночных отношений невозможно. Следовательно, система образования, как сфера услуг, будет функционировать до тех пор, пока будет существовать спрос на ее услуги.

Построение системы образования, в которой главным ориентиром развития является “рынок”, “народное хозяйство”, “социальный заказ” не перспективно: спрос на специалистов определенного профиля и уровня специализации меняется очень быстро. Система образования по определению не способна изменяться с той же скоростью. Поэтому, ориентация образования на удовлетворение “заказа” изначально обречена на провал. Сама же система образования, гоняющаяся за конъюнктурой, неизбежно будет деградировать и со временем вообще перестанет удовлетворять каким бы то ни было требованиям.

Иллюстрацией этого положения является история советской системы образования. Сформированная, как система обеспечения народного хозяйства квалифицированными кадрами и, на начальном этапе своего существования в целом неплохо выполнявшая эту задачу, со временем вызывала все больше и больше неудовольствия. А к 80-м гг. ХХ века уже всем стало очевидно, что образование нуждается в коренном, принципиальном реформировании, так как не способно функционировать в изменившихся условиях. Причем образованием были недовольны все: и производство, и учителя, и ученики, и их родители. Воистину сложилась революционная ситуация, которая является следствием изначально неверного, технократического подхода к формированию системы, ложных ориентиров и задач.

Перспективна система образования, ориентирующаяся не на сиюминутный спрос на рынке труда, а на образовательные потребности граждан региона. Эти потребности определяют расположение сети образовательных учреждений, предпочтительные образовательные программы, соотношение государственных и негосударственных образовательных учреждений, типы и виды школ и учебных заведений и т.д. вплоть до приемлемого уровня качества образовательной подготовки. Экономическое развитие региона, его финансовое положение, уровень доходов, национальный и религиозный состав населения, культурные традиции и предпочтения, климатические и географические условия - эти факторы образовательного пространства в значительной мере регулируют образовательные потребности конкретной личности. Выбор будущей профессии, направления повышения квалификации, переподготовки, уровня образования зависит не только от способностей и интересов личности, но также и от тех возможностей профессиональной и личностной социализации, которые существуют в конкретном регионе.

Например, представляется маловероятным, что учащийся, испытывающий интерес и обладающий необходимыми способностями в области ботаники, но проживающий в крупном городе изберет агрономию в качестве будущей профессии. Скорее это будет иной способ реализации интересов и способностей. В то же время, человек, проживающий в сельской местности, малом городе, сельскохозяйственном регионе с большей долей вероятности, выберет именно агрономию, как направление своей будущей профессиональной деятельности и реализации личных интересов и способностей.

Вместе с тем, неправильно утверждать, что развитие образования в регионе определяется исключительно его образовательным пространством. Во-первых, региональное образовательное пространство - это часть федерального образовательного пространства; во-вторых, система образования есть результат действия субъективных факторов, среди которых: политика в сфере образования и сформулированные в ней цели и задачи системы, уровень финансовых, организационных и кадровых возможностей образовательной политики, уровень академических свобод и самостоятельности, предоставленный образовательным учреждениям; в-третьих, образование выстраивается под соответствующую образовательную парадигму. Поэтому, система образования в регионе, по сути, является итогом своеобразного компромисса между региональными предпочтениями и потребностями, с одной стороны, возможностями регионального образовательного пространства, с другой стороны, образовательными интересами и потребностями и способами их реализации, с третьей стороны.

Достигнутый компромисс не является стабильным. Процессы перемен охватывают все стороны экономической, социальной и общественной жизни России и существенно влияют на региональное образовательное пространство. Развитие страны, ее регионов, принципиально изменяют сложившуюся ранее ситуацию. Об этом свидетельствует то внимание, которое стали уделять образованию на федеральном и региональных уровнях. Это разительно отличается от предшествующего периода, когда образование рассматривалось как “черная дыра бюджета”, “избыточное социальное обязательство государства”, от которого необходимо избавиться.

Рецидивы такого отношения пока еще имеют место, об этом свидетельствует Федеральный бюджет 2003 года, но общим местом становятся высказывания о нехватке высококвалифицированных специалистов в целом ряде регионов, сочетающейся с недостаточной трудовой мобильностью населения. Идеи о том, что люди по мере развития экономики из трудоизбыточных регионов будут перебираться в трудонедостаточные, и при этом обладать достаточным уровнем квалификации, полученной за свой собственный счет, оказались мифом.

Перемены в экономическом и социально-общественном устройстве России существенным образом отразились на образовательном пространстве страны в целом и пространстве регионов в частности. Эти перемены стали определяющими для развития образовательного пространства регионов. Новая модель государства настоятельно потребовала отказа от практики централизованного образования, в котором центру отведена роль генератора идей, а периферии - пассивного исполнителя.

Анализ современных тенденций свидетельствует, что образовательное пространство регионов развиваются в одном и том же направлении, хотя темп развития, его глубина существенно различаются. Впрочем, эта неравномерность не должна удивлять, так как являются следствием общей неравномерности развития регионов. Сегодня можно назвать следующие направления этого развития:

1.Возрастание спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации.

2.Увеличение количества специальностей, востребуемых регионами, в том числе уровня начального и среднего профессионального образования.

3.Усиление регионального спроса на специалистов, ранее относившихся к ряду элитарных (международные отношения и торговля, банковское дело, государственное и муниципальное управление и т.д.).

4.Возрастание спроса на разноуровневую подготовку специалистов на всех ступенях образования.

5.Своеобразный “образовательный бум”, охвативший все ступени образования и значительную часть населения регионов.

Эти тенденции развития привели к изменению отношения к образованию в регионах:

- Выросло осознание значимости образования, как для будущего отдельной личности, так и для будущего региона в целом;

- отчетливо наблюдается тенденция к уяснению руководителями бизнеса значения высококвалифицированных кадров для развития их предприятий, их способности выдержать конкурентную борьбу;

- само образование начинает восприниматься как определенная ценность (что находится в вопиющем противоречии с предшествующим периодом);

- родители готовы вкладывать финансовые средства в образование своих детей, причем практически не прослеживается зависимость между уровнем доходов и этой готовностью;

- меняется отношение учащихся к обучению, все большее количество школьников и студентов проявляют образовательную инициативу и самостоятельность;

- меняется характер взаимодействия между образовательным пространством и системой образования региона;

- многие взрослые начинают тратить личные средства на собственную переподготовку и переобучение.

Таким образом, можно констатировать, что развитие регионального образовательного пространства - это объективное следствие преобразований, происходящих в стране в настоящее время. В ходе этих преобразований развитие образовательного пространства обретает иной характер и направленность. Вместе с тем, процесс развития региональных пространств протекает неравномерно и стихийно, что сказывается на состоянии образования вообще и регионального в частности.

Важнейшей тенденцией развития становится рост влияния образовательного пространства на систему образования региона, с одной стороны, и влияния системы образования на региональное образовательное пространство, с другой стороны. Очевидно, что по мере роста этого взаимовлияния измениться и характер взаимодействия образования и пространства, оно станет активным, заметным и влиятельным. Это является положительной тенденцией, так как позволит более точно учитывать образовательные потребности и интересы граждан региона, выстроить в регионе систему образования, ориентированную на личность, а не на выполнение некоего “социального заказа”.

Литература:

1. Менеджмент, маркетинг и экономика образования/Под ред. А.П. Егоршина. -Н.Новгород, 2001.

2. Никитин Э.М. Тернистая тропа к рынку или новые экономические отношения в системе образования // Директор школы. - 1999. - № 6.

3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе /Парадоксы наследия, векторов развития. - М., 2000.

4. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. - М.,1997.

См. также:

  • По данным соцопросов, о собственном доме мечтают более 45% россиян.