Организация самостоятельной работы студента в педагогическом вузе

Шестакова Л.Г.

В настоящее время проблеме создания в вузах системы управления качеством высшего профессионального образования уделяется значительное внимание. Ориентация на социальный заказ общества, удовлетворение потребностей и запросов работодателя являются одним из показателей качества подготовки специалистов, в том числе и с высшим педагогическим образованием. Поставленный вопрос рассматривается в разных аспектах и с разной степенью общности. В данной статье обратим внимание на некоторые моменты, позволяющие повысить качество самостоятельной работы студента педагогического вуза.

Для современного мира характерна высокая скорость обновления и изменений, требующая от человека гибкости, мобильности, умения адаптироваться в новых условиях, работать с разными источниками информации, повышать свой профессиональный уровень. В связи с этим одной из целей высшего образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу.

Система образования в настоящее время претерпевает значительные изменения. Работа школьного учителя в соответствии с Концепцией модернизации образования не может ограничиваться рамками передачи знаний и формирования комплекса предметных умений. Сегодня педагогические коллективы школ организуют свою деятельность в русле принятых программ развития и концепций. Практически каждый учитель включается в исследования, направленные на реализацию программы развития школы, проектирование модифицированных, авторизованных и авторских программ. Поэтому среди задач подготовки специалиста можно назвать необходимость формирования у студентов приемов научно-исследовательской деятельности. Кратко их можно представить следующим образом:

• отбор, изучение, анализ и систематизация литературы (научной, учебной, методической, научно-популярной);

• определение цели и задач исследования, выдвижение и проверка гипотез, отбор методов и методик, составление плана научной работы;

• отбор учебного содержания и разработка приемов его организации в рамках определенных цели и задач исследования;

• составление и оформление конспектов уроков (разработок внеклассных мероприятий) по предмету, программ факультативных курсов, курсов по выбору, элективных курсов для школьников;

• организация апробации, опытно-экспериментальной работы и оформление ее результатов.

В свете Концепции профилизации старшей ступени обучения к перечисленному содержанию добавляются умения организации исследовательской деятельности школьников на материале профильного предмета, эффективное использование в образовательном процессе метода проектов.

Нет сомнения, что названные умения не могут быть сформированы без грамотно организованной самостоятельной работы студента (здесь и далее СРС).

Как известно самостоятельная работа студента является основой вузовского образования. Нельзя не согласиться с В.И.Загвязинским, что именно она «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», дает возможность «быть сознательным и активным гражданином и созидателем» (2, с. 154).

Никакие внешние воздействия, инструкции, наставления и приказы не могут заменить самостоятельной деятельности человека и, конечно, не сравнятся с ней по эффективности. (Необходимо отметить, что значительная часть студентов-первокурсников учится ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самостоятельной работы). Как бы ни был квалифицирован преподаватель, читающий курс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студент должен проделать самостоятельно.

Однако СРС не подразумевает отсутствие контроля со стороны преподавателя как за ее организацией, так и результатами. Поэтому под самостоятельной работой обычно понимают деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает в отсутствии непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им.

Основная цель СРС совпадает с целью обучения в вузе – подготовка специалиста с высшим педагогическим образованием. В ходе СРС у студентов также формируются умения самостоятельного приобретения знаний и организации учебного и научного труда.

Задачами самостоятельной работы студента являются:

• привитие студентам навыков самостоятельной учебной работы, формирование у них потребностей в самообразовании;

• освоение содержания дисциплины, выносимого на самостоятельное изучение студента;

• дальнейшая отработка, осознание и углубление содержания, разобранного на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях.

Обычно различают два вида СРС: на лекциях, в процессе проведения практических, семинарских и лабораторных занятий (т.е. в аудитории); работа вне учебных занятий.

К первой группе относятся такие виды деятельности студента, как слушать и записывать лекции; критически оценивать выступления однокурсников на семинарах или других занятиях; грамотно выстраивать свои выступления, доклады, сообщения, опровержения.

Ко второму виду самостоятельной работы можно отнести:

• конспектирование и работу с книгой (документами, первоисточниками, электронной информацией);

• пополнение и доработку лекционных записей;

• выполнение контрольных и семестровых работ и заданий;

• работу с учебниками, учебными пособиями, научной и научно-популярной литературой;

• выполнение рефератов, реферативных обзоров, докладов, тезисов, частных теоретических сообщений, рецензий, дополнительных и индивидуальных заданий преподавателя;

• подготовку к семинарам и конференциям, зачетам и экзаменам, промежуточным формам контроля;

• разработку конспектов урока, внеклассных мероприятий по предмету, календарного плана, учебной (и рабочей) программы факультатива (кружка или спецкурса).

• проведение исследований, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, оказывающая эффективное влияние на формирование личности будущего специалиста, планируется студентом самостоятельно. Каждый студент сам определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную учебную работу по личному, индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, располагаемого времени и других условий. В настоящее время существовавшая ранее проблема доступа к информации начинает активно замещаться другой: поиска необходимых сведений в огромном море информации. В связи с этим ставится задача формирования коммуникативных навыков, умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать, хранить, обмениваться ею с помощью современных компьютерных технологий.

Как легко заметить многие из видов СРС имеют исследовательский характер. Поэтому есть смысл остановиться на общих подходах выполнения таких работ. На первом этапе выбирается и согласовывается с преподавателем (или утверждается) тема работы. Затем составляется план исследования, проводится анализ имеющейся педагогической методической и другой литературы по изучаемой проблеме, изучается ее теория и история. На следующем этапе происходит осмысление собранного материала. При необходимости выдвигается рабочая гипотеза и проводится опытно-экспериментальная работа, завершающаяся анализом и обобщением полученных результатов. Далее оформляется текст работы, происходит публичное выступление или защита полученных результатов.

Как показывает практика, существенным недостатком работы по формированию приемов исследовательской деятельности часто бывает отсутствие (в большей или меньшей степени) этапа объяснение сути приемов, видов работы, требований к оформлению результатов и т.д. При этом активное использование заданий по подготовке рефератов, докладов, курсовых работ, а также выпускных квалификационных работ. Подобное противоречие, конечно, оказывает отрицательное влияние на качество выполнения перечисленных видов учебных работ.

Одним из средств устранения названного недостатка может являться специальная работа в процессе изучения как отдельных дисциплин, так и их циклов. Для достижения той же цели в вузовский компонент или факультативный блок профессиональных образовательных программ могут быть введены курсы, знакомящие студентов с основными принципами и приёмами отбора литературы по определённой проблеме, её анализа, составления библиографии; организации и описания результатов исследовательской деятельности в виде тезисов, докладов, рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и т.д.

Начатая на спецкурсе работа продолжается в процессе изучения специальных и методических дисциплин, а также организации научно-исследовательской работы студентов. Для чего разрабатывается сквозная тематика рефератов, докладов, индивидуальных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ. Это позволяет организовать глубокое исследование избранной проблемы и провести качественную апробацию разработанных материалов с использованием времени, отводимого на педагогические практики (4 – 5 курсы). Отметим, что работа осуществляется как в рамках объема времени, отводимого на отдельные дисциплины, так и студенческих научных обществ, проблемных групп, творческих коллективов с представлением результатов через участие в конкурсах студенческих научных работ, выступления на научных конференциях, подготовку публикаций и т.д.

С позиции планирования и организации СРС можно выделить следующие уровни: вузовский; факультетский; уровень кафедры; уровень ведущего преподавателя. Охарактеризуем работу, проводимую на каждом из названных уровней.

На вузовском уровне необходимо предусмотреть в первую очередь материальное и информационное обеспечение СРС, а также преемственность работы на всех перечисленных уровнях.

Именно на вузовском уровне решаются вопросы обеспечения студентов различными источниками информации, возможностью использования Интернет, компьютерной и множительной техники. Разрабатывается общее положение (концепция) об организации СРС, где отражаются её цели и задачи, прописываются формы, требования к организации, методическому и техническому обеспечению. В учебной нагрузке профессорско-преподавательского состава предусматривается время для проверки результатов СРС и проведения групповых и индивидуальных консультаций. Очевидно, чем больше времени из общей трудоёмкости дисциплины будет отводиться на СРС, тем больше времени потребуется преподавателю на её качественную организацию и контроль.

Нужно помнить, что контроль со стороны преподавателя нужен не только как средство стимулирования и мотивации работы студента, но и для получения информации о ходе формирования соответствующих знаний и умений, что позволит при необходимости провести своевременную коррекцию и устранить появившиеся недостатки. В противном случае высок риск формирования искаженных (несоответствующих действительности) представлений, а также недостаточного уровня овладения приемами и умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.

На уровне факультета предусматривается работа, направленная на организацию и упорядочение СРС. С этой позиции просматриваются учебные планы и расписание. В вузовский компонент, курсы по выбору или факультативный блок учебных планов могут быть введены необходимые с позиции овладения приемами самостоятельной работы курсы. Кроме того, на уровне факультета определяются контрольные точки, в рамках межсессионной аттестации осуществляется контроль за проведением студентами самостоятельной работы и своевременной отчётностью о ее результатах, а также за равномерной загруженностью студентов в течение семестра. Деканаты контролируют методическое обеспечение СРС, своевременную выдачу кафедрами заданий для самостоятельного изучения, проведение консультаций и так далее.

На уровне кафедр разрабатываются единые требования к СРС (в том числе и к отдельным видам СРС), её результатам, определяется содержание СРС, этапы и формы контроля за её проведением. Планируется разработка методического обеспечения СРС, контролируется и направляется деятельность профессорско-преподавательского состава по организации СРС и её соответствию требованиям Государственного образовательного стандарта. Проводится регулярная работа по совершенствованию, корректировке и обновлению форм и приёмов организации СРС. Осуществляется контроль за организацией СРС по дисциплинам кафедры.

На уровне ведущего преподавателя планируется и отбирается содержание, выносимое на СРС; определяются этапы и формы контроля за результатами; составляются программы и разрабатываются методические рекомендации для студентов; проводятся консультации. Содержание и формы СРС определяются преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и прописываются в рабочей программе по данной дисциплине.

Указанная работа должна проводиться под непосредственным контролем руководителей учебных управлений, научной части, кафедр и факультетов. А научная работа студентов органически включается в учебный процесс.

Осуществлять контроль результатов самостоятельной работы удобно на основе использования рейтинговой системы оценивания студентов, которая в последние годы активно внедряется в высших учебных заведениях. Отметим, что рейтинговая технология обучения является важной составной частью системы управления учебным процессом, внутривузовского контроля и самооценки результатов учебной деятельности. Она охватывает всю совокупность вопросов, связанных с целями, содержанием и методами обучения, организацией и осуществлением учебного процесса.

Основной целью рейтинговой системы является организация учебного процесса, обеспечивающего подготовку специалистов на уровне современных требований. Она призвана решать следующие задачи:

• использование в учебном процессе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию профессиональных образовательных программ высшего образования;

• систематический контроль результатов обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям Государственных образовательных стандартов;

• осуществление постоянной обратной связи со студентами в усвоении учебного материала и принятие оптимальных решений в управлении качеством подготовки специалистов на уровне преподавателя, кафедры, факультета, института;

• индивидуализация обучения, стимулирование планомерной и систематической самостоятельной работы студентов с учетом индивидуальных способностей и интересов;

• мотивация и стимулирование дополнительной исследовательской работы студентов по предмету.

Подводя итог, отметим, что от организации СРС, ее эффективности во многом зависит качество подготовки будущего специалиста, востребованного работодателем и имеющего потенциала к дальнейшему профессиональному росту.

Литература:

1. Безрукова В. Конспект и конспектирование //Народное образование. 2001. №5. С.150-154.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 192 с.

3. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. 165 с.

4. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). М.: Изд-во АПК и ПРО, 2001. 74 с.

Обжарка Кофе — Интернет магазин свежеобжаренного кофе с Производства В случае необходимости мы готовы создать совершенно уникальный купаж или разработать действующее целостное кофейное, кулинарное и техническое решение для Вашей коммерческой концепции. Мы успешно работаем на рынке кофе много лет – зарабатываем на нем, и можем помочь Вам сделать то же самое.