ДО: десять "за" и десять "против".

Для развития дистанционных и открытых университетов характерны:

Зарубежные и российские исследователи утверждают, что к 2010 году более половины образовательных услуг будет осуществляться дистанционно.

Дистанционное обучение - обучение с минимумом непосредственного участия преподавателя и с максимумом привлечения компьютерных технологий.

ДО совсем недавно с трудом воспринималось в России. Сторонники традиционных образовательных технологий не воспринимают обучения без учителя. Они приводят доводы:

1.  ДО - это очередное модное явление в образовании, которое скоро все забудут.

2.  ДО невозможно без оборудования и хорошей связи. Для России это - только перспектива.

3.  Для построения системы ДО необходимы специалисты на местах. Хороших специалистов на селе нет по определению, они все в городе.

4.  Отсутствие непосредственного диалога преподавателя с учащимися снижает уровень качества образования получаемого по технологии ДО.

5.  Технология ДО в целом более затратна, чем традиционная.

6.  В технологии ДО легко сдавать рефераты и экзамены - можно найти готовые тексты и решения задач в Интернет и переслать их преподавателю по электронной почте.

7.  Учебный процесс ДО трудно организовать, он невыгоден с точки зрения вложения помещений, ставок, средств, времени.

8.  Студентам сложно включиться в учебный процесс ДО, поскольку от них требуются специальные познания в области компьютерной техники и компьютерных программ.

9.  ДО всегда платное. Люди не будут платить кому-то за то, что учатся самостоятельно.

10.  В ДО некому поддерживать дисциплину и некому воспитывать специалиста личным примером. Никто не захочет продуктивно и эффективно учиться без присмотра.

Приведем контрдоводы.

1.  ДО "живет" во многих странах уже более четверти века и доказало свое право на существование в многочисленных экспертизах. То, что Россия отстает с внедрением ДО связано, в первую очередь, с произошедшими именно в этот период экономическими преобразованиями. Не следует сбрасывать со счетов и сопротивление российских педагогов обсуждающимся новшествам. Вряд ли стоит обвинять российских педагогов в ретроградстве - ведь они создали и развили такую образовательную систему, которая до сих пор считается мировым образцом. Ломать созданное своими руками - всегда тяжело.

2.  Техническое оснащение российских вузов растет довольно быстро. Практически нет вузов без выхода в Интернет. Вузовские представительства и филиалы, где студенты обучаются очно, как правило, оборудованы компьютерными классами и связью. В молодых сельских семьях компьютер уже стал таким же обычным явлением, как холодильник, да и цена их уже сравнялась. Трудно представить сельского студента-дистанционника, который бы не нашел компьютер и связь для подключения к Интернет у соседей, на почте, в школе, в конторе.

3.  Посетите школьный урок. Измерьте время, в течение которого учитель не общается с учениками - пишет на доске, заполняет журнал. Вычтите это время из 40 минут. Посчитайте, сколько секунд учитель может посвятить каждому из 30-ти учеников из оставшегося времени. В лучшем случае, секунд 20-30. Или, примерно 1 минуту в неделю, 4 минуты в месяц или 16 минут в полугодие. Хулиганы и отличники получат немного больше, средние незаметные ученики - меньше. Такая же ситуация царит и в российском вузе. Часто преподаватель со студентом лично общается только на экзамене. Так о чем же мы спорим? И традиционная, и дистанционная технология обучения уделяет личному общению учителя с учеником одинаковое время. А вот письменное общение в дистанционной технологии значительно протяженнее и результативнее.

4.  Усредненный студент-дистанционник имеет дома компьютер ($ 400-600), оплачивает Интернет ($ 100-200 в год), оплачивает обучение ($ 300-600 в год). Студент дневного отделения вуза оплачивает свое обучение в размере $ 1.000-3.000 в год (или это делает для него государство). С учетом того, что стоимость компьютера следует распределить на 5 лет обучения и студент для обучения использует часто служебный компьютер, следует признать, что стоимость ДО значительно ниже, чем традиционного очного. Расчет себестоимости ДО бессмыслен, поскольку образовательные учреждения, согласно закону "Об образовании", стремятся не иметь прибыли.

5.  Во-первых, студенты-очники могут с той же легкостью, как и дистанционники, заниматься плагиатом в Интернет. Во-вторых, никто не мешает преподавателю самому исследовать источники Интернет и организовать на своем компьютере базу данных для автоматического сравнения присылаемых текстов с имеющимися. Необходимое программное обеспечение для этого существует там же - в Интернет.

6.  С 1999 года в ДВГУ ведется эксперимент по самостоятельному созданию СДО регионального уровня. Создано специализированное подразделение - Открытый университет (ОУ) ДВГУ. Создан самый большой в России массив электронных учебников и тренажеров, три десятка территориальных представительств. Обучение и контроль знаний ведутся исключительно с помощью компьютерных технологий, консультации студентов с преподавателями проводятся как очно, так и с использованием электронной почты. К 2002 году достигнута окупаемость вложенных ректоратом средств. В 2003 году ОУ ДВГУ стал осуществлять вложение получаемых средств не только в поддержание сложившейся деятельности, но и в новые проекты, в расширение методической и материальной базы.

7.  Как правило, для начала занятий студенту-дистанционнику не нужно дополнительных знаний сверх того, что он получил в школе. А если он их там не получил, он может вполне научиться всем "премудростям" у своего ребенка или ребенка соседей за пару вечеров. Дистанционник чаще общается с компьютером, чем очник. Он вынужден освоить приемы работы с электронной почтой, офисными и графическими на практике. Это самые прочные знания и они пригодятся ему на следующий же день, на реальном рабочем месте. Это большой плюс в пользу дистанционной технологии обучения.


Для вас искусственные ёлки не составит большого труда. Качественно.