Две дюжины особенностей российской системы образования и Интернет.

Исследователи отмечают уникальное сочетание особенностей системы образования России:

  1. магическая способность к выживанию, восстановлению и воспроизводству;
  2. высокая устойчивость по отношению к нововведениям (консерватизм) в сочетании со стремлением к педагогическому изобретательству;
  3. разнородность и терпимость в сочетании со стремлением к централизации и регламентации;
  4. культ критики и самокритики;
  5. превалирование "женского" начала;
  6. консерватизм;
  7. смешение (патологическое неразличение) гуманизации и гуманитаризации;
  8. интернационализм;
  9. культ роста качества и количества передаваемой учащимся информации;
  10. стремление к фундаментальности передаваемых знаний;
  11. стремление к одновременному упрочению связей с научными и производственными структурами;
  12. неспособность к длительному поддержанию деловых связей с партнерами;
  13. концентрация прав у администрации образовательного учреждения в сочетании с реальным отсутствием их у учащихся и педагогов;
  14. образование - один из основных экспортных продуктов России;
  15. недостаток реальных связей со сферой производства и бизнеса;
  16. низкий общественный статус учителя и глобальные государственные планы о его подъеме;
  17. стремление к первоочередному обеспечению (компьютерная техника, ремонт помещений) руководства учреждений;
  18. отсутствие стремления руководителей учреждений к самостоятельному повышению квалификации в области информационных технологий;
  19. пацифизм;
  20. патриотизм;
  21. жесткая государственная регламентация, приводящая к бессилию администрации образовательного учреждения в ключевых вопросах: увольнение и прием на работу, контроль качества, оплата труда, реформа учебного процесса;
  22. культ альтруизма;
  23. высокая взаимозаменяемость педагогов;
  24. стремление к распространению влияния во все сферы человеческой деятельности (школа - центр культуры),
и др. На взгляд иностранца, многие из этих особенностей противоречат друг другу. Многими из них не прочь обзавестись развитые страны, поскольку именно с наличием их связывают феномен технического и научного взлета России в середине двадцатого века, а с нивелированием некоторых из них - последовавший вслед за этим упадок.

Многими из перечисленных особенностей обладает и Интернет. Может быть, именно поэтому мы наблюдаем сейчас лавинообразное появление множества образовательных сайтов на российских серверах. Многие из этих сайтов создаются и сопровождаются более из альтруистских соображений, чем из соображений выгодности; многие вообще созданы без надежды на деловой успех. Часть этих проектов находит финансирование из-за рубежа.

Наиболее известный источник средств поддержки российских образовательных проектов в Интернет - Институт "Открытое общество" (фонд Дж. Сороса). Деятельность Института "Открытое Общество", заслуживающая отдельного историко-философского рассмотрения как феномен современности. Есть и другие источники (см. Приложения).

Сравнительно слабо с финансовой точки зрения пока выглядят Интернет - проекты, продвигаемые Министерством образования России.


на сайте Косметология Октябрьское поле http://ornate-center.ru/oktyabrskoe-pole/