Примеры удачных систем СДО.

Обучение дистанционными методами бывает изолированным, и некоторые студенты испытывают потребность контактировать с другими студентами, для того чтобы обмениваться идеями, опытом или информацией. Для них OLA организует учебные группы - списки с именами и телефонами людей, проживающих относительно близко друг к другу.

В Австралии разработана схема отсрочек платежей за открытое обучение (Open Learning Deferred Payment Scheme - OLDPS) OLDPS была введена Федеральным правительством в начале 1994 года. Она позволяет студентам OLA, которые отвечают определенным критериям, отсрочить их регистрационные взносы в OLA на семестр (любые два последовательных учебных периода) путем получения займа от Правительства Содружества. Схема взносов за высшее образование (HECS - Higher Education Contribution Scheme) была введена в Австралии в 1989 году. OLDPS затрагивает только основную плату за каждую учебную программу. Плата за учебники или другие дополнительные услуги не может быть отсрочена

Этой схемой могут пользоваться следующие студенты:

  1. граждане Австралии, и лица, постоянно проживающие в Австралии,
  2. граждане Новой Зеландии, которые к моменту регистрации непрерывно живут в Австралии в течение двух или более лет,
  3. обучающиеся по подготовительным программам и курсам продолженного обучения,
  4. имеющие процент успешно сданных экзаменов должен быть не ниже 50%.

Форма займа представляет собой контракт между студентом и Содружеством и требует, чтобы студент начинал выплачивать заем через налоговую систему, как только его заработная плата превзойдет определенный уровень.

Разработана Схема финансовой помощи Правительства Содружества AUSTUDY, которая доступна студентам OLA AUSTUDY, предоставляет помощь студентам в возрасте 16 и более лет. Чтобы получить AUSTUDY, обычно нужно учиться полное время (не работать).

Примером успешной реализации модели консорциума университетов является Институт новых форм обучения (ИНФО). http://www.users.portal.ru/rao.info. Вузы-участники ИНФО - Московский государственный индустриальный университет, Московский институт электронной техники, Московский государственный институт стали и сплавов. Московский государственный институт электроники и математики. Тульский государственный университет, Томский политехнический университет. Российский государственный технологический университет, Российская экономическая академия. Они объединились в консорциум для реализации услуг ДО. ИНФО создал систему региональных центров в России и Ближнем зарубежье.

Еще одна новая форма университетского образования - Телеуниверситет. Она основана на объединении ресурсов университетов, но это объединение гораздо более сильное, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предполагает совместную работу независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав и ресурсы университетов.

Модель Телеуниверситета воплотилась в деятельности Национального технологического университета США - НТУ. НТУ вошел в первые 5% всех американских технических университетов, проранжированных по числу студентов, обучающихся по программам на получение степени магистра технических и компьютерных наук.

Обычно возникает вопрос: как смогло новое образовательное учреждение достичь такого быстрого прогресса? Самый короткий и простой ответ на этот вопрос - благодаря ИТ, а более развернутый ответ - благодаря объединению национальных университетских ресурсов и предоставлению возможности работающим инженерам и управленцам иметь доступ к ресурсам на рабочем месте в корпорациях и учреждениях, других университетах посредством крупнейшей в мире сети цифрового телевещания.

НТУ был создан в 1984 году под руководством доктора Леонела Болдвина из Государственного университета Колорадо и объединил ресурсы восьми университетов США для разработки, доставки и поддержания курсов ДО, предназначенных для профессионалов в области технологий и управления. Этот дистанционный университет со штаб-квартирой в Форт Коллинз (Колорадо) организован как неприбыльное учреждение, управляемое Советом попечителей, которые представляли главным образом высокотехнологичные корпорации. НТУ был аккредитован в 1986 году, когда он подготовил своего первого выпускника.

НТУ объединяет ресурсы многих университетов США, привлекая их профессорско-преподавательский состав, разработанные ими курсы, так же как и классные аудитории этих университетов, для создания и доставки обучающих телевизионных курсов в более чем 300 мест на так называемые рабочие площадки, принадлежащие общественным и частным высокотехнологичным организациям.

НТУ осуществляет функционирование одной из самых больших в мире сетей цифрового компресс-телевидения. Контроль деятельности сети осуществляет Центр управления Сети НТУ в Колорадо, что позволяет вести трансляцию одновременно по 14 каналам круглосуточно и все семь дней в неделю. Вещания в Сети НТУ составило, например, в 1994 году 22 702 для университетских курсов и 2980 - для коротких незачетных курсов Зона, обслуживаемая внутренним спутником, используемым НТУ, охватывает все штаты США, часть Канады, часть Мексики, часть Карибского бассейна. Возможно, наиболее впечатляющее развитие Сети НТУ наблюдалось в 1992 году в связи с переходом к цифровому компресс-видео (DCV). НТУ первым использовал эту новую телекоммуникационную технологию для образовательных сетей.

Так как основными пользователями услуг НТУ являются общественные и частные высокотехнологичные организации, то высокая концентрация рабочих площадок НТУ наблюдается в Силиконовой Долине, Миннеаполисе, Чикаго, Бостоне, Вашингтоне.

Существуют два способа присоединения организации к Сети НТУ: присоединение всей организации и присоединение одной или нескольких рабочих площадок, принадлежащих определенной организации. Многие организации, представляющие крупные известные корпорации, выбрали первый способ присоединения к НТУ. Каждая из них может иметь неограниченное число площадок и оказывать существенное воздействие на управление университетом и на его программы путем участия в Исполнительном консультативном совете НТУ. Второй путь получения доступа к Сети НТУ избрали более 100 корпораций, правительственных учреждений и университетов.

Учебные планы НТУ состоят из учебных университетских программ и коротких незачетных курсов по разнообразным техническим и управленческим темам. Список учебных университетских программ НТУ включает технические и компьютерные науки, технологическое управление. Курсы проводятся в кампусах университетов - членов НТУ и передаются по Сети на рабочие площадки в США, Канаду и Мексику

В настоящее время НТУ предлагает программы, ведущие к получению степени магистра в 11 предметных областях. При обучении по программам, практически во всех областях (кроме двух - управление технологиями и дозиметрия) необходимые требования для получения степени могут быть полностью удовлетворены в результате доставки курсов с помощью спутниковой связи на рабочие площадки.

НТУ предлагает короткие незачетные курсы "Программы по передовым технологиям и управлению" (АТМР - Advanced Technology and Management Programs). НТУ отводит для них 6 часов на каждом из двух каналов для АТМР. В 1994 году более 100 тыс. человек прошли эти интерактивные программы. Потребители в лице корпораций и служб также используют курсы АТМР в записи на их площадках вне Северной Америки

Не меньшее значение, чем "технологическое ноу-хау" НТУ имеет его "организационное ноу-хау". Важным организационным достижением является совместная работа почти полсотни независимых университетов по интегрированным учебным планам

В 90-х годах начала развиваться и такая организационная форма образования, как виртуальные классы и виртуальные университеты

В этой образовательной модели реализуются потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа. В результате человек может получать обучение из многих источников. Эта модель позволяет осуществлять обучение на расстоянии и независимо от учреждения.

Эта модель столкнулась с трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.

Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитии, кампусов, кабинетов административных работников и актовых залов, он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные телематические технологии. Очевидно, это означает большой прогресс на пути интернационализации и доступности образования.

В качестве примера виртуального университета можно привести Интернет-университет CASO - http://www.caso.com. CASO, привлекая сотни аккредитованных учебных заведений для разработки и предоставления курсов, предлагает тысячи университетских интерактивных курсов в десятках предметных областях, таких, как аэронавтика, искусство, экономика, медицина, история, иностранные языки, литература, право, управление, математика, психология, социология и др. Курсы доставляются посредством Интернет. Курсы могут быть зачетные и незачетные. Наиболее существенной является возможность получения в CASO ученой степени.

В области дополнительного профессионального образования выделяется деятельность виртуального университета Spectrum - http://www.vu.org. Как заявляют его создатели, "наш виртуальный кампус на WWW является самым большим онлайновым учебным сообществом в Интернет, более чем полмиллиона людей из 128 стран обучаются там".

Учебный год в Spectrum разбит на четыре четверти. Длительность курсов - от четырех до десяти недель. Каждую четверть предлагается 8-20 учебных курсов в самых различных предметных областях, таких, как география, история, иностранные языки, право, компьютерные науки и др. Ведется работа по созданию новых курсов с учетом запросов обучаемых. Spectrum функционирует на принципах открытости, т. е. он не выдвигает никаких ограничений для зачисления на курсы. Регистрационный взнос в университете составляет 15 долл., уплатив которые можно изучить три курса. Spectrum имеет свой книжный Интернет-магазин. Многие курсы не предполагают использования учебников: преподаватели предоставляют учебный материал и задания в интерактивном режиме. Популярно Chat Cafe Spectrum, где ведутся учебные дискуссии в реальном времени.

С 1998 года Spectrum выдает документы государственного образца в области дополнительного профессионального образования на основе системы зачетов дополнительного образования. Такой зачет можно получить только после успешной сдачи итогового экзамена.